Заседания

Заседания

18 июня 2019г.

Комиссия по финансовой безопасности Совета провела совещание по урегулированию задолженности в энергетическом секторе

На совещании Комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ 18 июня, представители энергетических компаний и эксперты в вопросах взыскания долгов обсудили вопросы урегулирования задолженности в энергетическом секторе.

В совещании приняли участие представители «Россетей», «Фортума», специалисты компаний «Газпром межрегионгаз», «Росэнергоатом», «Интер РАО», «РусГидро», ТЭК «Мосэнерго», «МРСК Центра», «МОЭК» АО «ЭнергоремонтТплюс» и других.

Участники рабочей встречи согласились с тем, что проект федерального закона № 662059-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам), который был недавно принят в первом чтении в Госдуме, нуждается в доработке.

 Напомним, что автор документа – вице-спикер Госдумы Ирина Яровая – предлагает «конкретизировать ст. 155 ЖК, установив прямой запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам».

Как заявил, открывая совещание, глава Комиссии по финансовой безопасности Иван Рыков, «основной целью законопроекта является защита граждан от неправомерных действий коллекторских агентств. Государство запретом на уступку долга планирует гарантировать права граждан на свою защиту в суде, где стороной-взыскателем выступает профессиональный участник рынка ЖКХ. Однако остается неурегулированным вопрос возможности уступки такого долга, после судебного взыскания и вступления решения суда в законную силу».

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТПП РФ Тальия Усманова в своем выступлении заметила, что в энергетике существует комплекс проблем, связанный с формированием тарифов, который система электроэнергетики не может решить самостоятельно.

В частности, речь идет об утрате статуса гарантирующего поставщика из-за финансовых потерь. Такая проблема появилась из-за того, что ГП перестали рассчитываться с генерацией и сетями. Еще одна проблема, характерная для многих регионов, связана с неплатежами и неэффективным управлением со стороны ТСК, ЖСК, МУПов, УК, ДЭЗов, в результате чего на некоторых территориях теряется до 40% средств.

Третий серьезный пробел в рамках тарифообразования - перекрестное субсидирование и банкротство отечественных компаний, особенно остро его ощущают промышленные предприятия и юридические лица.

«На мой взгляд, решение обозначенных проблем возможно только в рамках цифровой экономики при принятии определенных политических решений в сфере тарифообразования и в части формирования финансовой модели в этой системе. Причем в каждом регионе должна быть своя модель», - подчеркнула Усманова.

Участники совещания также отметили, что одной из острейших проблем является большое количество недобросовестных управляющих компаний (УК), которые работают в сфере ЖКХ. Самыми распространенными преступлениями в сфере ЖКХ являются хищения: присвоение, растрата, мошенничество. Как правило, их совершают руководители управляющих компаний. В результате от этого страдают как потребители, так и ресурсонабжающие организации (РСО). Проблема в том, что правоохранительные органы каждый раз по-разному трактуют подобные дела. По мнению экспертов, необходимо законодательно ужесточить наказание за подобные преступления.

По словам руководителя направления по работе с проблемными активами в энергетике и ЖКХ ГК «Рыков групп» Светланы Частной, рост дебиторской задолженности УК перед РСО связан с тем, что на момент, когда энергокомпании доходят до этапа взыскания, выясняется, что все активы уже выведены.

«Мы проанализировали достаточно большое число управляющих компаний, перешедших в стадию банкротства, и выявили закономерность: когда у УК накапливается большая дебиторская задолженность, которую, кстати, сложно взыскать, она передается на взыскание другой компании, создающейся с тем же самым наименованием, словом, это компания-клон. На эту компанию переводится жилой фонд, и все объекты, обслуживаемые предыдущей УК, и она спокойно уходит в банкротство. Причем, часто возникает ситуация, когда процедура банкротства уже инициирована, и кредиторы, в том числе энергокомпании приходят в качестве третьего, четвёртого, десятого кредитора, попадая непосредственно в контролируемую процедуру банкротства», - заявила Частная.

Эксперт обратила внимание участников на то, что «в настоящее время, наблюдается волна контролируемых банкротств, которые происходят по обозначенной схеме».

О проблемах управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций говорил и начальник по работе с дебиторской задолженностью АО «ДомКом Инвест» Игорь Захаров:

«В силу действующего законодательства управляющие компании всегда должны РСО, даже при идеальном сборе платежей с населения. Второй аспект – неэффективная работа с задолженностью управляющих организаций. Однако похожие проблемы возникают и у РСО. Так как у последних нет ни ресурсов, ни опыта по взысканию задолженности с населения и выпуску платежных документов», - заметил он.

По мнению участников совещания, большинство РСО, как правило, имеют в составе своих активов проблемную задолженность, перспективы взыскания которой достаточно низкие. В случае полного запрета уступки прав требования (продажи долгов), компании будут вынуждены списывать такие безнадежные долги. Списание компаниями такой безнадежной задолженности приведет к повышению тарифов, т.е. перекладыванию убытков на плечи граждан, что не соответствует социальной направленности рассматриваемого законопроекта.

В этой связи участники предложили дополнительно проработать вопрос продажи долгов на торгах в отношении задолженности граждан, подтвержденных решением суда. «Реализация таких долгов с использованием конкурентных процедур (в частности на электронных торгах) значительно эффективней продажи пакета долгов коллекторским агентствам по сниженной цене» - заявил председатель Комиссии по финансовой безопасности ТПП РФ.

На еще один аспект проблемы с задолженностями в энергетике обратил внимание участников совещания директор юридического департамента ПАО «РусГидро» Дмитрий Перминов. По его словам, для РСО существует больной вопрос оспаривания сделок компаний-банкротов. «По существующим законам РСО практически не могут прекратить поставку энергоресурсов, даже если видят признаки неплатежеспособности у компании. Однако затем, когда компания уходит в банкротство, ее сделки с РСО можно успешно оспорить в суде. И РСО вынуждены возвращать средства в конкурсную массу, не просто недополучая выгоду, а терпя при этом потери и убытки», - заметил он. Перминов подчеркнул, что такие случаи не единичны. «Например, только за 2018 год наша Дальневосточная генерирующая компания потерялся порядка 110 млн рублей в результате подобных случаев», - отметил он. Как завил представитель «РусГидро», чтобы не допускать подобного требуется внесение изменений в закон о несостоятельности (банкротстве). «Необходимо вывести сделки и платежи РСО из оспаривания», - подчеркнул Перминов.

Эксперт также заметил, что существует еще одна проблема, - «дело в том, что с 1 октября 2019 года вступит в силу Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ, обязывающий РСО и УК при обращении в суд, для взыскания задолженности с физлица указывать его персональные данные. Однако потребители не обязаны предоставлять про себя эту информацию, поэтому в «РусГидро» предвидят серьезную проблему, связанную с судебным взысканием долгов».

Кроме того, говоря о судебном и после судебном взыскании, участники совещания заметили, что деятельность коллекторских агентств в ряде случаев дискредитировала себя. Однако и деятельность ФССП России достаточно неэффективна. Проблема заключается в том, что в настоящее время ФССП России, ввиду огромного количества исполнительных производств, достаточно неэффективно осуществляет принудительное взыскание задолженности.

Исправить ситуацию, по мнению представителей энергетических компаний, можно было бы путем создания в Российской Федерации института частных приставов. У энергетических компаний не возникнет необходимости с дисконтом уступать долги коллекторам, так как государственные частные приставы, мотивированные на результат, обеспечат надлежащее взаимодействие с должником и возврат задолженности.

По итогам совещания было принято решение о формировании рабочей группы с участием ресурсоснабжающих организаций для подготовки поправок на проект федерального закона № 662059-7. А также о поддержке инициатив ТПП РФ о необходимости введения в Российской Федерации института частных приставов и подготовке соответствующего проекта федерального закона и других инициатив.

Комиссия по финансовой безопасности 
Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ

 

Фотогалерея