Состоялось заседание Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике на тему: «Разработка механизмов взаимодействия научных организаций и предпринимательского сообщества с целью активизации инвестиционной деятельности». В рамках мероприятия велась WEB-трансляция.
Мероприятие открыл председатель комитета Антон Данилов-Данильян. По его мнению, тема заседания актуальная. Жизнь показала, что ставка крупных компаний на покупку ноу-хау чаще всего оказывалась несостоятельной. Технологии почти всегда были или не новые, или – нередко – просто не подходили и не давали нужного эффекта. Малый и средний бизнес сам генерировал и генерирует идеи, но канал, ведущий от фундаментальной науки к практическим инновациям, обладает плохой пропускной способностью; отсутствуют стимулы, поощряющие применение нового, условия для эффективного трансфера научных знаний в промышленность. Нужно формировать партнерство науки и бизнеса, уверен Данилов-Данильян, обеспечивать взаимную мотивацию для новых разработок и их коммерциализации. Нынешняя ситуация (санкции, сложные отношения с Евросоюзом и США) заставляют заняться этим без «раскачки».
Далее выступил заместитель начальника планово-экономического управления Федерального агентства научных организаций Российской Федерации (ФАНО России) Алексей Новиков. Он рассказал о деятельности и целях созданного в октябре прошлого года ФАНО России, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию госуслуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки.
Тему продолжил заместитель главного редактор журнала «Эксперт», директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников. Он, в частности, представил собравшимся несколько возможных сценариев развития научной сферы в России и актуальных способов взаимодействия государства и бизнеса в данном контексте. По его мнению, ФАНО России следует также обратить внимание на академические институты, которые занимаются таким важным направлением, как практические работы для промышленности, необходима активная коммерциализация результатов их научных исследований; надо также включить в зону ответственности ФАНО России отраслевые институты, остающихся в государственной собственности.
Директор Центра исследований сферы инноваций Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Станислав Розмирович представил возможности взаимодействия с ФАНО России. Он уверен, что работникам научных институтов необходимо дополнительное образование, которое поможет теснее увязывать теорию с практикой, работу над инновационным проектом с работой по его коммерческому продвижению. Целесообразно также провести конкурс научных разработок и инновационных проектов академических институтов, считает Станислав Розмирович, и это может стать одним из направлений сотрудничества ФАНО России, ТПП РФ и комитетов Палаты, Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Заказчиками конкурса могут стать субъекты естественных монополий, крупный бизнес.
Директор Департамента информационно-коммуникационных технологий ТПП РФ Михаил Максимов рассказал о проекте «Электронная палата». Кроме прочих возможностей, по его словам, этот большой и нужный проект предоставляет простор для взаимодействия власти, бизнеса, институтов развития, научных организаций для представления идей¸ мнений, разработок и т.д.
Директор по развитию бизнеса в России компании Frost & Sullivan Алексей Волостнов выступил с докладом на тему «Инновационные структуры и решение задач по коммерциализации научной деятельности». Представленный им анализ российской ситуации и рекомендации дополнил генеральный директор группы компаний «Газсервискомпозит» Олег Зайцев, сообщивший в своем выступлении на конкретном примере, как на практике может быть решен вопрос с коммерциализацией крупной научной разработки. Также Олег Зайцев привел конкретный пример того, каким может быть технологический запрос бизнеса к науке.
Генеральный директор ЗАО «Институт финансового развития бизнеса» Ильдар Шайхутдинов уверен, что основой коммерциализации научных разработок является интеллектуальная собственность, и лучше стремиться, если это возможно, создавать собственные предприятия для внедрения, то есть коммерциализации инноваций. ФАНО России и ТПП РФ могут и должны сотрудничать в деле инвентаризации научных разработок, оценки их стоимости и содействия их внедрению в практику. Учитывая потенциальные возможности ФАНО России и разветвленную структуру ТПП РФ, такой подход может гарантировать хорошие результаты.
По мнению Антона Данилова-Данильяна, следует обратить внимание еще на один чисто психологический момент: весьма часто менеджеры среднего звена крупных компаний невольно препятствуют реализации инноваций, опасаясь перемен, а высшие менеджеры склонны не обращать внимания на многие предложения, считая их влияние на общую результативность бизнеса ничтожной. В этом, по мнению Данилова-Данильяна, состоит разительное отличие наших компаний от западных, в которых на каждом уровне работает четкая установка на использование всех появляющихся возможностей экономии, что и позволяет, в частности, производить нередко одну и ту же продукцию при прочих равных условиях заметно дешевле, чем в России.
Нельзя развивать страну, не развивая науку; необходимо развивать предприимчивость людей, занимающихся инновационными разработками, отметил вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. В решении проблемы коммерциализации научной деятельности ФАНО России и система ТПП РФ могут сыграть серьезную роль, уверен он. Миссия Палаты как бизнес-объединения крупного, среднего и малого бизнеса заключается также в гармонизации действий при решении общих проблем отечественной экономики. Палата постоянно и активно сотрудничает с АСИ, с другими институтами развития ради достижения общей цели; возможности взаимодействия ТПП РФ с ФАНО России также весьма широкие. Все мнения, высказанные сегодня, будут внимательно проанализированы, чтобы четко определить направления дальнейшей работы, сказал Дмитрий Курочкин.
В ходе развернувшейся дискуссии были обсуждены также другие вопросы, касающиеся коммерциализации инноваций, сближения целей научных организаций и бизнеса.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь