Заседания

Заседания

2 апреля 2008г.

V Форум субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса, 2 апреля 2008 года

V Форум субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса состоялся 2 апреля в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Его организаторы - Комитет ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере, Комитет ТПП РФ по регулированию предпринимательской деятельности, Общественно- экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, Союз предприятий зообизнеса – традиционно провели форум в форме диалога бизнеса и власти. К участию в мероприятии, кроме представителей предпринимательских объединений и зообизнеса, были, в частности, приглашены представители Минсельхоза России, Россельхознадзора, Комитетов ветеринарии г. Москвы и Московской области, других заинтересованных организаций. Вела заседание председатель Подкомитета по предпринимательству в сфере зообизнеса Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере, гендиректор Союза предприятий зоообизнеса Татьяна Колчанова. 

Во многом зообизнес в стране с точки зрения государства остается как бы вне «большой экономики», говорили участники форума, хотя он развивается стремительно, и не только в крупных городах, но и в провинции. В Москве прирост предприятий зообизнеса – 40 процентов в год; в регионах – 20 процентов. В этом секторе предпринимательства производством кормов, аксессуаров, торговлей, обслуживанием и т.д. занято несколько миллионов человек. И тем более непонятно, а часто просто не объяснимо существование многих вещей, которые мешают нормально развиваться и работать.О них в ходе дискуссии на форуме говорили все участники. Выступающие подчеркивали, что закон «О ветеринарии» давно устарел. В нем отсутствует понятийный аппарат, а это приводит на практике не только к нелепостям, но и к неоправданному росту расходов предпринимателей, работающих в зообизнесе. Так, нет четкого определения, понятий «продуктивные» и «непродуктивные» животные. Пока что кошки, собаки, рыбки, хомяки, морские свинки, канарейки-попугаи и проч., и проч. трактуются законом как «животноводческий груз» или «продукция животного происхождения», а чиновники по собственной прихоти вводят или не вводят в документы понятие «непродуктивные животные». Между тем, при ввозе кормов для продуктивных животных используется ставка НДС в 10 процентов, а для непродуктивных – 18 процентов. То есть, сколько придется платить – определяет в каждом случае чиновник со всеми, как говорится, вытекающими. 

Из-за отсутствия понятийного аппарата произвольно даются определения понятия «Вакцины и другие средства защиты от болезней животных», что, естественно, тоже ведет к чиновничьему произволу. К вакцинам и другим средствам защиты, требующим лицензирования, относят даже гигиенические средства типа противоблошиных ошейников и шампуней и спреев против комаров, мошки, клещей. Почему-то подобные шампуни и спреи для человека не считаются вакцинами и спокойно продаются в любом универмаге.

Попытки внести изменения в закон предпринимались в течение ряда лет, но поправки неизменно погибали на каком-то этапе бесследно. Так, технический регламент отрасли, в который вошли многие полезные для развития отрасли определения, после обсуждения в Минпромэнерго попал на утверждение в Минсельхоз и затерялся там. План работы Правительства РФ на 2008 год утверждения этого техрегламента не включает.Проблема проблем – исключение Госдумой в 2005 году из закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензирования ветеринарной деятельности. Госдума посчитала это избыточной функцией госрегулирования, которая дублирует действия Россельхознадзора по обеспечению эпизоотической и фитосанитарной безопасности страны. 

Правительством были внесены изменения в Положение о лицензировании производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности в части, касающейся производства и оборота лекарственных средств для животных. Изменения вступили в законную силу 1 августа прошлого года, а лицензирование было поручено Россельхознадзору. Но и сегодня Россельхознадзор не готов к исполнению функций лицензирования. Между тем, прокуратура преследует предпринимателей в сфере зообизнеса из-за отсутствия у них лицензий, которые и рады бы их получить, да документы как таковые еще не разработаны. Возбуждены десятки дел; штрафные санкции просто неподъемны для зоомагазинов, особенно региональных. И сама ситуация нелепа, и реакция на обращение предпринимателей со стороны исполнительной власти, как подчеркивали участники дискуссии, была, мягко говоря, неадекватна и непонятна: все ограничилось разъяснением, что Россельхоз не подготовил пока нормативные документы. Но сей факт и без того известен бизнесу; предприниматели требуют, чтобы за чиновничью нерасторопность их, бизнесменов, не наказывали.

В соответствии со статьей 16 закона о ветеринарии вакцины и другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству и обороту строго при условии положительного заключения единственного института – ФГУ «ВГНКИ», при этом нет четких тарифов на оказание услуг этого монополиста. Нет тарифов – значит, появляется формулировка «по соглашению сторон», а это, как известно, сопровождается взятками, «откатами», немыслимыми ценами для выбравших чисто официальный путь. Ситуация эта в рыночной экономике непонятна в принципе, поскольку сегодня в стране существует достаточно независимых центров, способных провести экспертизы и выдать заключения.

Этим тема монополизма не исчерпывается. Госучреждения ветеринарии субъектов Федерации оказывают, как и предприятия зообизнеса, платные услуги и пользуются при этом льготами (нулевые ставки аренды, госзаказы, бюджетное финансирование). Госветучреждения наделены также контрольными и надзорными функциями. Понятно, что предприятиям зообизнеса, особенно на районном уровне, в таких условиях бывает весьма непросто существовать, поскольку сплошь и рядом их контролируют и за ними надзирают те, кто с ними же и конкурирует.

Серьезно осложняет жизнь и опустошает кошелек огромное количество обязательных платных ветеринарных сопроводительных документов на одну и ту же продукцию, начиная от федерального уровня и заканчивая местным. Вообще любое перемещение груза следует сопровождать справкой, даже если товар просто, например, перевозится из областного склада в столицу, потом в другие магазины или обратно на склад. Один малый предприниматель подсчитал, что за год такие справки обошлись ему в 400 тыс рублей.Эти и другие вопросы рассматривались на форуме, причем на многие из них пришлось в прямом режиме отвечать представителям госведомств, присутствовавшим на мероприятии. Не все ответы удовлетворили участников, что видно и по резолюции форума. В частности, было решено создать рабочую группу по внесению изменений и дополнений в закон о ветеринарии и обратиться в Госдуму и Правительство с просьбой поддержать эту инициативу предпринимательского сообщества. Запланировано подготовить совместное обращение Россельхознадзора и предпринимательского сообщества в Правительство и Генпрокуратуру с тем, чтобы были прекращены проверки наличия лицензий на фармдеятельность и возбуждение административных и уголовных дела до тех пор, пока Россельхознадзор не решит вопрос с организацией выдачи лицензий. В ФАС будут представлены материалы о нарушении госветслужбой «на местах» антимонопольного законодательства в части «особого» положения на рынке платных ветуслуг. Об административных барьерах в сфере зообизнеса, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства в отрасли, бизнес-сообщество намерено доложить непосредственно главе государства, поскольку, как подчеркнули участники форума, многочисленные обращения в другие инстанции оказались безрезультатными.
Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А.