В Москве состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности, Комиссии РСПП по индустрии здоровья и Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности на тему: «О роли Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в повышении эффективности таких закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий».
Модераторами мероприятия выступили председатель президент Ассоциации «Росмедпром» Юрий Калинин, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, исполнительный вице-президент РСПП, председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья Виктор Черепов.
В заседании со стороны органов исполнительной власти приняли участие директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Ольга Колотилова, заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Дмитрий Готовцев, заместитель начальника Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора Георгий Петроченков.
Во вступительном докладе председатель Ассоциации «Росмедпром» Юрий Калинин представил результаты анализа правоприменительной практики Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в части закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий в 2015 году и в первом квартале 2016 года. Отмечая важность обсуждаемой темы, он подчеркнул, что проблема государственных закупок согласно опросам производителей в настоящее время вышла на первый план, не уступая таким важным вопросам, как инвестиции и регистрация лекарственных средств и медицинских изделий.
Юрий Калинин напомнил, что в прошлом году с целью увеличения возможности участия в государственных закупках российских компаний и стимулирования зарубежных фирм к локализации в России производства лекарств и медицинских изделий, Правительством Российской Федерации были приняты два постановления: «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.02.2015 г. № 102 и «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 30.11.2015 г. № 1289.
Принятие указанных документов и внедрение их в практику государственных закупок привели к положительным результатам. Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102 действует год, и по нему уже можно подводить итоги, рассказал Юрий Калинин. Благодаря конкуренции среди российских производителей цена закупки, например, снижается на 20-50% от начальной (максимальной) цены.
Однако необходимо также устранить и негативные тенденции. Несмотря на принимаемые меры, действующая контрактная система закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий так и не смогла в полной мере обеспечить соблюдение основных принципов, предусмотренных законом: конкуренции, прозрачности и эффективности. Заказчики, действующие от имени государственных и муниципальных структур, в тандеме с некоторыми недобросовестными производителями пытаются неконкурентными методами обеспечивать конкретным поставщикам преимущество при проведении закупок.
«Проведённый экспертами ТПП РФ и РСПП анализ претензий участников закупок по вопросам необоснованных отказов в допуске к участию в торгах свидетельствует о многочисленных нарушениях действующего законодательства в этой области со стороны заказчика и о недостаточном контроле за его исполнением со стороны уполномоченных органов власти, в результате чего органы здравоохранения несут большие финансовые потери», - отметил Юрий Калинин.
До сих пор заказчики безнаказанно продолжают включать в состав одного лота продукцию различных видов или излишне конкретизируют лоты. Технические задания и условия исполнения контракта прописываются под конкретного поставщика. Производители, не имеющие локализацию в Российской Федерации, из-за укрепления отечественной промышленности теряют российский рынок и поэтому действуют агрессивно, чтобы отстоять свои позиции, констатировал Ю.Т. Калинин.
В подтверждение были приведены многочисленные примеры, в том числе практика судебных решений.
Данную позицию поддержали и присутствующие на заседании производители, каждый из которых привел аналитически данные по своему направлению деятельности: президент ассоциации «Здравмедтех» Александр Ручкин (сегмент одноразовой одежды), главный юрисконсульт ООО «Герофарм» Роман Должанский (инсулин), президент ЗАО «Медицинские технологии Лтд» Анатолий Дабагов (изделия для медицинской диагностики), директор ОАО «МИЗ им. Ленина» Андрей Лукоянов (шприцы), директор департамента медицинских изделий ООО «Гекса-нетканые материалы» Любовь Чернова (одноразовые медицинские изделия), заместитель генерального директора ФБУН ГНЦ ПМБ Анатолий Шепелин (препараты для диагностики инфекционных болезней).
Сфера деятельности компаний, которых они представляли, очень различна: производство инсулинов, питательных сред, выпуск одноразовой медицинской одежды и белья, шприцев и игл к ним, разработка и выпуск медицинского оборудования с высокой степенью визуализации (оборудование для маммографии, компьютерной томографии, рентгенологии и др. аппаратов). Но практически все пожаловались на общую проблему: только 30-35% аукционов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, учитывают требования постановлений Правительства РФ от 05.02.2015 №102 и 30.11.2015 г. № 1289.
В результате бюджеты здравоохранения всех уровней несут дополнительные финансовые нагрузки, а отечественные производители лишаются надежных рынков сбыта своей продукции, которая по качеству не уступает, а порой и превосходит импортные аналоги.
Выступающие отметили, что проблему может решить разработка типовых технических заданий, исходя из специфики отрасли и конкретных фармакотерапевтических групп или типов медицинских изделий. Важно, что заняться данными документами готовы и регуляторы, и предприниматели в лице своих профессиональных объединений.
И все же, несмотря на чинимые препятствия, принятие постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 позволило российским товаропроизводителям в 2015 году увеличить поставку шприцев однократного применения на 15%, одноразовой одежды и белья – на 20%, устройств, приборов и наборов для диагностики “in vitro” – на 20%, аппаратуры для визуальной диагностики на 20%.
При этом цены на импортную продукцию увеличились на 50-60%, а на отечественную – только на 10-20%, чему способствовала острая конкуренция между российскими производителями. Только по одноразовой одежде и белью, где в 2015 году около 30% изделий было закуплено у отечественных товаропроизводителей по постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 №102 (остальные 70% были заблокированы путём смешения лотов), удалось, при объёме поставленной продукции 2,8 миллиардов рублей, сэкономить около 1 миллиарда рублей (700 миллионов рублей за счет экономии от закупок и 300 миллионов дополнительных налоговых отчислений производителями).
По предварительной оценке, общая экономия бюджетных средств по году, в случае задействования постановлений Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 и от 30.11.2015 №1289 с учетом дополнительных доходов в бюджет за счет налоговых поступлений от увеличения объёмов производства лекарственных средств и медицинских изделий может составить несколько десятков миллиардов рублей.
Представители органов государственной власти, которые приняли участие в мероприятии (директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Ольга Колотилова, заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Дмитрий Готовцев, заместитель начальника Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Георгий Петроченков), прокомментировали выступления производителей, заверив, что их ведомства готовы обсудить спорные моменты правоприменительной практики и принять соответствующие решения с целью поддержки отечественных производителей и реализации политики импортозамещения.
В частности, Дмитрий Готовцев пояснил, что в настоящее время готовится законопроект, который устанавливает право Правительства России по формированию лотов при закупке отдельных видов товаров и услуг.
Также, по его мнению, на сегодняшний день законодателем не совсем корректно прописана возможность описания объекта закупки заказчиком. Именно в этой части заказчики злоупотребляют, устанавливая второстепенные требования, не влияющие на эффективность действия лекарственного препарата.
Также представитель Минэкономразвития России рассказал, что готовится законопроект об усилении уголовной ответственности заказчиков за недобросовестные действия, которые могут приводить не только к ограничению конкуренции, но и снижению эффективности закупок, повлекшие серьезный экономический урон бюджету.
Участники заседания внесли конкретные рекомендации по совершенствованию системы закупок лекарств и медицинских изделий для государственных нужд.
Решение совместного заседания будет направлено в Правительство Российской Федерации и профильные министерства.
Комитет ТПП РФ по предпринимательству в
здравоохранении и медицинской промышленности
Фото: РСПП