Заседания

Заседания

13 декабря 2007г.

Круглый стол по теме: «Ценовая политика в области обеспечения авиакомпаний авиатопливом: проблемы и пути решения»

13 декабря в Торгово-промышленной палате Российской Федерации Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК совместно с Фондом развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» провели «круглый стол» по теме: «Ценовая политика в области обеспечения авиакомпаний авиатопливом: проблемы и пути решения». Вел заседание «круглого стола заместитель Председатель Комитета ТПП РФ Г.И. Шмаль.

Во вступительном слове Г.И. Шмаль отметил, что в последние недели от делового сообщества в ТПП РФ поступило много обращений в связи с ситуацией, складывающейся на рынке авиационного топлива. «За несколько последних месяцев в России авиатопливо подорожало на 25-30 процентов. Это не просто вопрос рентабельности компаний-авиаперевозчиков, это острейшая социальная проблема. Самолеты и вертолеты – важнейший, а часто и единственный вид грузового и пассажирского транспорта для огромного числа россиян; не будем забывать, что 70 процентов территории нашей страны относится к северным регионам, где дороги с твердым покрытием – скорее исключение, чем правило», - сказал он. По его мнению, следует разбираться в ситуации с участием нефтяных компаний. Правительство также должно серьезнее контролировать процесс ценообразования; в этом нет нарушения законов рынка – цены и в США, и в Германии, и в других развитых рыночных странах находятся под жестким контролем, и это правильно. Вероятно, следует подумать и о том, что более 50 половины цены нефтепродуктов – это налоги, тогда как в США, например, - 20 процентов.

Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» О.М. Смирнов заявил: «Цена в России тонны авиационного керосина подскочила до 23 тысяч рублей – это практически столько же, сколько и в странах, где нефтью даже не пахнет». Из-за устаревшей техники, на которой в России приходится летать, доля топлива в расходах авиакомпаний достигает 50 процентов, а в случае эксплуатации только Ту и Илов, то и до 60, до 70, тогда как на Западе этот показатель равен двадцати с небольшим процентов. На карту ставится судьба отечественных авиакомпаний, а, следовательно, и ремонтных компаний, и аэропортов – всех тех, кого, собственно, содержит пассажир, покупая авиабилет. Но тех, кто может позволить себе летать самолетами, скоро станет совсем мало, если рост цен на топливо не повернуть вспять. О.М. Смирнов коснулся также проблемы топливно-заправочных комплексов (ТЗК), которые в большинстве аэропортов давно превратились в некие монополии, диктующие цены авиакомпаниям.

Председатель Комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса, Председатель совета директоров ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» А.П. Плешаков отметил, что в операционных расходах его компании топливо занимало 20 процентов в 2002 году, 25 – в 2003 году, а сейчас – около 50 процентов, и, по его прикидкам, в январе-феврале будущего года показатель превысит 50 процентов. В казахской Караганде тонна авиакеросина стоит 600 долларов, а в нашем Екатеринбурге приближается к 1000 долларов за тонну, сказал он. По мнению А.П. Плешакова, необходимо обеспечить более четкое и прозрачное ценообразование, поскольку сейчас явно срабатывает фактор монополизма, и следовало бы Федеральной антимонопольной службе проанализировать ситуацию. Вообще, считает А.П.Плешаков, следовало бы тщательнее присмотреться к возможностям экономии топлива. «Только из-за того, что не оптимизировано движение в зоне аэропортов, самолетам часто приходится долго ждать очереди на посадку, сжигая топливо – по нашим прикидкам, мы тратим на это около 10 процентов авиакеросина», - отметил А.П.Плешаков.

Гендиректор ООО «Торговый дом «ТОАП» Е.А. Островский, говоря об определенной связи мировых и российских цен на авиатопливо, отметил: российские цены всегда стремительно взмывают вверх вслед за мировыми, но крайне медленно и неохотно снижаются, даже если на мировых рынках наблюдается резкое падение. Следовательно, основные причины подорожания надо искать все-таки в России, на собственном рынке.

Выступившие в ходе дискуссии начальник службы ГСМ ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» И.Л.Тюрин, гендиректор ООО «ИнфоТЭК-Консалтинг» Н.А.Шуляр, гендиректор ЗАО «Топливо-заправочная компания Внуково» С.Б.Васильев, представители « Росавиации», Минэкономразвития и ФАС, нефтекомпаний «Роснефть» и «ЛУКойла» рассматривали различные причины повышения стоимости топлива и возможности его стабилизации и снижения. По мнению большинства выступивших, среди основных факторов роста цен - налоги, длинная цепочка посредников, монополизм на рынке вместо конкуренции.

Участники «круглого стола» решили подготовить соответствующее обращение к Правительству с изложением ситуации на рынке авиационного топлива и предложением путей ее нормализации.

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А.Бондарь