15 сентября 2020 года в ТПП РФ прошло заседание подкомитета по газовому хозяйству Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства на тему «Анализ реализации Правительством Российской Федерации предложений Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по изменениям нормативных правовых актов, регулирующих использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования жилых зданий, в целях предоставления надлежащей коммунальной услуги по газоснабжению и поддержки предпринимательской деятельности в данной сфере в условиях развития здоровой конкуренции».
Вел заседание председатель подкомитета, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Александр Мачулин. Во вступительном слове он сказал, что в условиях продолжающихся на территории Российской Федерации аварий и инцидентов, связанных с использованием газа в быту, проблемы обеспечения надлежащей и безопасной эксплуатации газового оборудования, дымоходов и вентиляционных каналов газифицированных многоквартирных и жилых домов, а также развитие соответствующих видов предпринимательской деятельности продолжают в настоящее время оставаться актуальными. «Подкомитет в этом году расширил свой состав. В него вошли представители сферы эксплуатации газовых сетей, технического обслуживания и технического диагностирования газоиспользующего оборудования, производители газоиспользующего оборудования, поставщики газа, проектировщики, аналитики, представители органов власти, науки и образования. Вместе нам необходимо находить какие-то подходы для решения существующих проблем в сфере обеспечения безопасной эксплуатации газового оборудования жилых зданий при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению».
«На сегодняшнем заседании подкомитета мы, в первую очередь, обсудим состояние дел с принятием проекта федерального закона №337041-7 «О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части организации обслуживания газового оборудования в многоквартирном доме), проекта изменений в Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410». Еще в декабре 2017 года в Государственную Думу группой депутатов был внесен проект федерального закона о внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации», который был принят в первом чтении в апреле 2018 года, но уже почти 2,5 года данный законопроект находится без движения. Принятию Государственной Думой данного очень важного законопроекта во втором и третьем чтениях мешают следующие причины, а точнее проблемы, которые нужно решить.
Не определены в соответствии с действующим законодательством заказчики технического обслуживания и ремонта ВКГО и ВДГО. С учетом особенностей права собственности, ответственности и оплаты непосредственным заказчиком по ВКГО является собственник. При этом управляющая организация является непосредственным заказчиком по ВДГО и одновременно может быть представителем, как предусматривает законопроект №337041-7, всех собственников, нанимателей помещений в МКД в соответствии с п.1 ст.182 ГК РФ в части ВКГО. Таким образом, в одном МКД существуют два заказчика.
Количество договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО в одном МКД – один или два. Предложения о едином договоре привлекают, но при этом необходимо учитывать сложную конструкцию такого договора. Два договора: по ВДГО и по ВКГО, понятнее и проще для их исполнения, а также учитывают двух заказчиков технического обслуживания. При этом лица, управляющие МКД, могут подписывать договоры о техническом обслуживании ВКГО от имени собственников, нанимателей помещений в МКД, на правах представительства в соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ.
В одном МКД должна быть одна специализированная организации по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО.
Серьезным препятствием для окончательного принятия Государственной Думой проекта федерального закона №337041-7 является отсутствие надлежащим образом подготовленного проекта изменений в Правила №410, разрабатываемого Минстроем России.
Председатель подкомитета обозначил еще ряд ключевых узких мест, по которым необходимо оперативно готовить предложения в адрес Минстроя России. Среди них повышение требований к специализированным организациям, поквартирное теплоснабжение и горячее водоснабжение, диагностика загазованности, дымоходы и вентканалы, аварийно-диспетчерское обеспечение, установка подвесных потолков, встроенного газоиспользующего оборудования в кухнях. «Самая больная тема – это заключение договоров, особенно вызывает тревогу эксплуатация ВКГО, взаимоотношения с собственниками, с которыми иногда невозможно найти общий язык. Но и также важен вопрос финансирования». Александр Мачулин предложил высказаться участникам заседания.
Юлия Леликова – начальник отдела сопровождения нормотворческих инициатив Управления по работе с органами власти и регионами ООО «Газпром межрегионгаз» в своем выступлении отметила, что ООО «Газпром межрегионгаз» разделяет беспокойство по поводу длительного, почти 2,5 года, отсутствия сдвига в принятии проекта федерального закона №337041-7 и изменений в Правила №410. По поводу единого договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и ВКГО Юлия Викторовна обратила внимание на то, что вариант проекта федерального закона №337041-7, рассматриваемый в настоящий момент, является компромиссным, так как предполагает право управляющей организации на правах представительства заключать от имени собственников помещений в МКД договор о техническом обслуживании и ремонте ВКГО, позволит управляющим организациям исполнять необходимую контролирующую и координирующую роль. При этом решается крайне сложная проблема взаимодействия с собственниками помещений в МКД для обеспечения качественного и безопасного обслуживания ВКГО в газифицированном МКД. ООО «Газпром межрегионгаз» выступал за более жесткий вариант, когда управляющая организация заключает единый договор по ВДГО и ВКГО со специализированной организацией. Конституция Российской Федерации устанавливает, что права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц. «Мы осознаем, что небрежное отношение собственника одной из квартир МКД к своему газоиспользующему оборудованию может стоить жизни, здоровья, имущества соседей, которые надлежащим образом относятся к своему газоиспользующему оборудованию. Но возможен и компромиссный вариант».
По словам Юлии Леликовой, ООО «Газпром межрегионгаз» поддерживает ужесточение требований к специализированным организациям по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО, так как на рынке данных работ и услуг в настоящее время присутствуют недобросовестные организации, в том числе, находящиеся за пределами обслуживаемой территории, которые заявляют низкие демпинговые цены, а обеспечивать надлежащее качество и безопасность газового оборудования газифицированных жилых зданий не собираются. Таким организации в значительной степени являются источниками печальной статистики аварий и инцидентов.
Юлия Леликова рассказала о предпринимаемых действиях ООО «Газпром межрегионгаз» по ужесточению требований к специализированным организациям по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО, и в том числе, по техническому диагностированию, а также лицам, занимающимся техническим обслуживанием дымоходов и вентиляционных каналов, в виде введения лицензирования деятельности, предложений по внесению изменений в статью 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности всех участников обеспечения безопасной эксплуатации ВДГО и ВКГО, и выразила надежду, что подкомитет по газовому хозяйству рассмотрит предложения ООО «Газпром межрегионгаз» и учтет при подготовке обращения в Минстрой России.
В дискуссии приняли участие Алексей Бусахин – доцент кафедры «Теплоснабжения и вентиляции» ФГБУВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»; Алексей Федоров – начальник отдела эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Управления эксплуатации газораспределительных систем ООО «Газпром межрегионгаз»; Владимир Семушев – директор технического департамента ООО «Вайлант Груп Рус»; Сергей Самохин – начальник отдела АО «Мособлгаз»; Борис Соколинский – эксперт по техническому диагностированию.
Подводя черту, Александр Мачулин поблагодарил всех участников и отметил, что все высказанные позиции будут учтены при подготовке обращения ТПП РФ в Минстрой России с предложениями по скорейшему принятию изменений в Правила №410 с тем, что важнейший законопроект «О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части организации обслуживания газового оборудования в многоквартирном доме) получил дальнейшее продвижение.
Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, Г.Силкина