Заседания

Заседания

27 марта 2013г.

Заседание «круглого стола» по теме: «Инновационные технологии логистики в условиях функционирования Евразийского экономического пространства», 27 марта 2013 г.

В ТПП РФ Международный логистический клуб совместно с Комитетом ТПП РФ по логистике, Гильдией логистических операторов Московской ТПП провели «круглый стол» на тему «Инновационные технологии логистики в условиях функционирования Евразийского экономического пространства».

В работе «круглого стола» приняли участие более 60 специалистов Государственной Думы РФ, Минтранса РФ, Евразийской экономической комиссии, Федерального агентства «Росграница», представителей профессиональных объединений, ТПП РФ, прессы.

"Круглый стол" открыл председатель Комитетом ТПП РФ по логистике д.э.н. Олег Дунаев. Модератором «круглого стола» стал заместитель председателя комитета Геннадий Зубаков.

С коротким докладом, обозначившим основные проблемы логистики в стране в условиях Евразийского экономического пространства, выступил первый заместитель председателя Комитета по транспорту ГД РФ, председатель Координационного Совета по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых и транзитных грузопотоков при Комитете по транспорту Государственной Думы РФ Михаил Брячак.

С подробным докладом о подходах к технологиям «единого окна» в Европейской экономической комиссии «Применение стандартов ЕЭК ООН и других международных организаций при внедрении механизма «Единого окна» выступил известный эксперт в данной области, автор исследования ЕЭК, Владимир Коростелев.

В острой дискуссии, развернувшейся по теме, приняли участие Константин Холопов, Марина Лякишева, Юрий Азаров, Владимир Ткачев, Захирджан Кучкаров, Юрий Кожанков, Николай Титюхин, Александр Хотько, Всеволод Титов.

Геннадий Зубаков высказал мнение, что механизмы «единого окна» заработают тогда, когда в их основу будут поставлены фундаментальные положения логистики, управления цепями поставок. Проекты по данной теме инициирует практически каждое ведомство, и все проекты, в результате, выхолащиваются по причине отсутствия в нормативных документах каждого из этих ведомств нормативных актов, подтверждающих заинтересованность этих ведомств в движении логистических потоков по транспортным коридорам страны. Он выделил большую работу, которую проводит ФА «Росграница» по оптимизации потоков в пограничных пунктах пропуска, высоко оценил инициативу ФА по формированию Экспертного совета при Общественном совете агентства. В заключение было высказано мнение в заинтересованности в реализации проектов по «единому окну» Евразийской экономической комиссии.

Константин Холопов поддержал тему, задав основной вопрос, о том к какой государственной организации эксперты должны обращаться за поддержкой? Тему проекта, в отсутствие реальной заинтересованности ведомств в его успешной реализации развили Юрий Кожанков, Юрий Азаров, Марина Лякишева.

Советник DLA Paper Марина Лякишева остановилась на вопросах упрощения формальностей при таможенном администрировании, освещенных в «дорожной карте» «Совершенствование таможенного администрирования», высказала предложения по проведению парламентских слушаний по теме «единого окна».

Председатель Общественного Совета «Росграницы», президент Евразийсой логистической ассоциации Николай Титюхин подробно рассказал о работе Общественного совета и «Росграницы» по организации учета мнения экспертного сообщества при внедрении современных технологий в работу агентства. Он высказал мнение о возможности распространения опыта агентства по формированию Экспертных советов при Общественных советах федеральных ведомств.

Директор ТЛЦ, член ОС «Росграница» Владимир Ткачев рассказал о проводимом под эгидой агентства эксперименте по «электронной очереди» в МАПП через государственную границу РФ. Он подчеркнул важность целостности рассмотрения «электронной очереди» только вместе с логистическими технологиями предварительного информирования, электронного декларирования, электронного осуществления и учета платежей.

Выступление академика РАЕН, д.т.н. Захирджан Кучкарова было посвящено организационным аспектам механизма «единое окно». Докладчик подчеркнул ряд важнейших моментов, таких как: отсутствие четко определенных, достижимых и измеримых целей; отсутствия системы понятий и терминов, в которых будут формулироваться эти цели. Он высказал настоятельную необходимость выстроить целостную и непротиворечивую систему нормативных правовых актов поддерживающих цели ведомств в проекте на законодательном уровне, превратить их в систему подзаконных актов, постановлений правительства, приказов министерств, методик, процедур и регламентов (или норм прямого действия), которые формируют низовой оперативный уровень. Было предложено два принципа, которыми необходимо руководствоваться для успешной реализации проекта «единое окно». Первый ключевой принцип – «нужно всем находиться не внутри законодательства, а над законодательством, которое противоречиво, разрозненно, ведомственно, разношерстно и принципиально не может быть улучшено путем так называемого «совершенствования» и «гармонизации».

Второй ключевой принцип – необходимость кардинального изменения технологии нормотворчества, на такую, при которой создается единая концептуальная модель, охватывающая всю эту область. Далее – единая семантическая сеть понятий, терминов. Нормы деятельности, все правоотношения прописываются уже как «подстрочник» смыслов и целей. Таким образом, сначала гармонизируются понятия и термины, а потом гармонизируется законодательство, только потом, а не в начале. Захирджан Кучкаров предложил организовать Штаб реформы механизма «единого окна» – международной транспортно-логистической деятельности, работу которого целесообразно возглавлять вице-премьеру правительства РФ. Штаб реформ, по мнению эксперта, должен быть межведомственным, в него должный войти представители соответствующих министерств, служб, агентств, профильных комитетов Думы, представителей нашего экспертного сообщества и крупных игроков этого рынка и их ассоциаций. Рабочая группа этого Штаба должна выработать целостную понятийную систему, комплексное предложение по реформированию законодательства, лучше, если это будет, скажем, Транспортный кодекс РФ, который можно было бы обсуждать на уровне Евразийской экономической комиссии.

Александр Хотько выступил с критическими замечаниями в адрес формального понимания рекомендаций ЕЭК ООН. Он подчеркнул, что технические аспекты при реализации проекта «единое окно» составляют не более 20-30% от решаемых задач. Основная проблема лежат в области нормативно-правового регулирования процессов деятельности. Поддержав мысль об отсутствии четко определенной терминологии проекта «единое окно», он остановился на разночтении, возникающей по этой причине. Эксперт обозначил проблему кропотливого и аккуратного и не быстрого выстраивания нормативно-правового поля, связанного с гармонизацией процессов межведомственного информационного взаимодействия и используемых при этом электронных документов применительно к странам Таможенного союза и Единого экономического пространства. Он отметил важность проекта по оптимизации и совершенствованию структур и форматов электронных таможенных документов. Эксперт подчеркнул, что нет необходимости и невозможно стремиться к одномоментной гармонизации всего и вся. Необходимо выделить критические и приоритетные подпроекты и поэтапно их реализовывать в рамках единой концепции и методологии.

Вторую часть «круглого стола» открыл доклад Евгения Судакова, президента наднациональной организации «Евразийский союз транспортных и логистических ассоциаций». В своем докладе он остановился на проблемах транспортно-экспедиторской деятельности и высказал мнение о необходимости обязательной сертификации транспортно-экспедиторских услуг. Докладчика поддержал профессор Константин Холопов, критически охарактеризовав существующую ситуацию на транспортно-экспедиторском рынке.

Была высказана идея проведения отдельной экспертизы ФЗ 87. Геннадием Зубаковым было отмечено, что отсутствие механизмов обязательной сертификации транспортно-экспедиторских услуг и лицензирования транспортно-экспедиторской деятельности приводят к потере рынка в пользу западных компаний, являются базовой причиной отсутствия стандартов информационного взаимодействия в технологиях «единое окно». Не все участники совещания согласились с аргументацией Геннадия Зубакова по вопросу сертификации.

Участники «круглого стола» высказали общее мнение о необходимости продолжить дискуссии по проектам законов о транспортно-экспедиторской деятельности и о транзита товаров через территорию РФ, включив данные вопроса в повестку дня очередных заседаний Координационного Совета ГД РФ, а также подготовить и направить письмо от Координационного совета в адрес председателя Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества Христенко В.Б. об организации Экспертного совета при Консультативном совете.

Было высказано общее мнение о продолжении дискуссии по проблемам логистических технологий «единое окно» на площадке ТПП РФ и о необходимости проведения специальных парламентских слушаний по данному вопросу.

Комитет ТПП РФ по логистике, Г. Зубаков

Фотогалерея