С 15 февраля 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - ТР ТС 014/2011).
Согласно ст.1 ТР ТС 014/2011 техническое регулирование данного документа не распространяется на улицы населенных пунктов.
В связи с отсутствием на уровне законодательства Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также на уровне законодательства Российской Федерации легальной дефиниции понятия «улица» в ходе практического применения положений ТР ТС 014/2011 велика вероятность споров в части сферы применения.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33027-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы» (далее - МГС 33027-2014), принятый 20 октября 2014 г., является стандартом, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований обсуждаемого ТР ТС 014/2011. От представителя разработчика МГС 33027-2014 (Корпорация «Строй Инвест Проект М») устно получена информация, что к сфере действия ТР ТС 014/2011 и принятого в его развитие МГС 33027-2014 относятся исключительно территории между населенными пунктами.
Очевидна объективная невозможность и нецелесообразность соблюдения требований, указанных в ТР ТС 014/2011 и МГС 33027-2014, особенно в населенных пунктах. Указанные документы содержат полный запрет на размещение наружной рекламы в полосе отвода автомобильной дороги, а также требования по минимальным расстояниям от полосы отвода до рекламных конструкций, которые абсолютно неисполнимы в населенных пунктах. Соблюдение запретов и ограничений ТР ТС 014/2011 и МГС 33027-2014 за пределами населенных пунктов также представляется возможным лишь в исключительных случаях, при этом, размещение рекламы в указанных местах уже не будет представлять интереса для рекламодателей.
Таким образом, положения ТР ТС 014/2011 и МГС 33027-2014 влекут невозможность размещения подавляющего количества отдельно стоящих рекламных конструкций, установленных на настоящий момент, и невозможность дальнейшего существования наружной рекламы как отрасли.
В то же время, размещение наружной рекламы в непосредственной близости от дорожного полотна является общей практикой, характерной как для стран Евразийского экономического союза, так и для иных развитых стран в Европе, Соединенных Штатов Америки. Подобная практика исчисляется десятилетиями и никогда не вызывала опасений.
Отсутствие рисков причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан от размещения наружной рекламы подтверждается исследованиями. Компания Ромир в декабре 2014 года представила отчет по результатам нейрофизиологического исследования воздействия наружной рекламы на поведение водителей за рулем.
В ходе исследования было установлено, что водители уделяли рекламе разных видов не более 1,49% времени от общей продолжительности маршрута.
В сложных дорожных ситуациях (например, при поворотах) отвлечение водителей на рекламу практически отсутствует (при поворотах влево полностью отсутствует).
На основании полученных данных исследователи сделали заключение о том, что различные рекламные носители, расположенные в непосредственной близости от дороги (вне зависимости от вида и расстояния до дорожного полотна), не могут быть существенным фактором отвлечения внимания и причиной возникновения ДТП.
На тех участках дороги, где встречаются рекламные объекты на различном расстоянии, внимание водителя не зависит от степени удаленности объекта от дороги. Установка и эксплуатация любой рекламной конструкции в непосредственной близости к автомобильной дороге, над ней или на разделительной полосе не увеличивает степень риска причинения вреда жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения.
По результатам полученных данных исследователями сделан вывод, что удаление рекламной конструкции из полосы отвода автомобильной дороги (или иное ее исключение из непосредственной близости с дорогой) не оказывает влияния на причины ДТП в зоне видимости указанной конструкции.
Ранее компанией Ромир был изучен и обобщен зарубежный опыт исследований в данной области. Данный анализ также показал, что несмотря на задачу наружной рекламы привлекать внимание потребителей, в том числе и водителей, она не входит в число статистически значимых факторов, отвлекающих от управления автомобилем, и не является реальной причиной ДТП.
Учитывая вышесказанное, необходимо придать однозначность формулировкам ТР ТС 014/2011 о сфере действия данного акта, а именно:
1) от имени Евразийской экономической комиссии утвердить рекомендации (акт аутентичного толкования) в отношении абзаца второго п. 5 ст. 1 ТР ТС 014/2011, разъясняющие, что требования ТР ТС 014/2011 в целом не распространяются на территории населенных пунктов - не только на улицы, но и на все иные типы автомобильных дорог общего пользования, которые располагаются в границах населенных пунктов.
2) внести в п. 5 ст. 1 ТР ТС 014/2011 изменения, изложив абзац второй данного пункта следующим образом: «Требования настоящего технического регламента не распространяются на территории населенных пунктов».
Следующим этапом мы видим пересмотр требований ТР ТС 014/2011 и МГС 33027-2014 по размещению рекламных конструкций в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог. В процессе пересмотра требований указанных документов должны быть учтены актуальные исследования о наличии угрозы безопасности дорожному движению при размещении наружной рекламы вблизи автомобильных дорог; статистика случаев причинения вреда жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения, связанных с размещением наружной рекламы; существенные негативные социально-экономические последствия сохранения требований ТР ТС 014/2011 и МГС 33027-2014 в текущей редакции.
Председатель Комитета ТПП РФ
по предпринимательству в сфере рекламы С.Л.Пискарев