Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее также – «Проект», «законопроект») направлен на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства при распространении наружной рекламы.
Цель регулирования Проекта является крайне важной, однако поддержать законопроект в предложенной редакции не представляется возможным ввиду ряда существенных недоработок.
Единый порядок проведения торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и порядок раскрытия информации о бенефициарах, которые должны быть утверждены ФАС России, до настоящего времени не подготовлены. При этом разработка и принятие данных нормативных актов не менее важна для достижения задач, решаемых законопроектом, чем принятие самого законопроекта. В полной мере оценить влияние Проекта на отрасль в отсутствие соответствующих нормативных актов не представляется возможным. Принятие Проекта без данных документов является нецелесообразным.
Проектом также предусмотрено, что отбор специализированных мест должен носить недискриминационный характер и предусматривать предоставление участникам торгов (аукциона или конкурса), проводимых в целях заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на специализированных местах, мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, сопоставимых с местами, предоставляемыми участникам иных торгов, в том числе по их территориальному размещению (с учетом утвержденного в соответствующем муниципальном образовании территориального зонирования), а также типу и виду рекламных конструкций, планируемых к размещению на таких местах. Данная норма носит общий характер, подробный порядок отбора специализированных мест Проектом не предусмотрен. Существует опасение, что отбор мест, предназначенных для субъектов малого и среднего предпринимательства, будет осуществляться по остаточному принципу и без учета интересов таких субъектов. Также отсутствие установленного порядка отбора мест создает поле для коррупции на муниципальном и государственном уровне.
Согласно Проекту, в случае если на участие в торгах, проводимых в целях заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на специализированных местах, были поданы хотя бы две заявки, однако торги не состоялись, либо если торги были отменены организатором торгов или аннулированы антимонопольным органом, места, выставлявшиеся на указанных торгах, не учитываются в общем количестве специализированных мест, выставленных на торги организатором торгов в течение календарного года. При этом в Проекте отсутствует порядок дальнейшего перераспределения соответствующих мест, что оставляет поле для злоупотреблений.
Проектом также предусмотрено, что лицо, намеревающееся принять участие в торгах, проводимых в целях заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обязано до даты проведения торгов осуществить раскрытие информации об аффилированных лицах. Эта мера, безусловно, является правильной, однако, представляется, что ее принятия недостаточно для борьбы с злоупотреблениями. Необходимо разработать порядок проверки сведений, предоставленных при раскрытии информации. Это позволит снизить риски «подставного» участия в торгах предприятий малого и среднего бизнеса, аффилированных с крупными игроками рекламного рынка и представителями местных элит.
В то же время, существующее нормативно-правовое регулирование предоставляет возможности для улучшения положения субъектов малого и среднего предпринимательства без внесения столь существенных и неоднозначных изменений в Закон о рекламе.
Разработка порядка формирования лотов с учетом возможностей малого и среднего бизнеса (в том числе, формирование более мелких лотов с более низкой стоимостью) позволит открыть данным субъектам доступ на рынок наружной рекламы при сохранении равных условий для всех участников рынка и без установления каких-либо привилегий отдельным лицам.