Комитет по предпринимательству в сфере рекламы

Комитет по предпринимательству в сфере рекламы

Текущие инициативы

19 августа 2015г.

Комментарии к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и статью 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»


Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и статью 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Проект») предусматривает новеллы, которые направлены на регулирование порядка установки рекламных конструкций.


В настоящее время установлено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. 


В Проекте предлагается установить, что требования к территориальному размещению рекламных конструкций определяются Правительством Российской Федерации. 


Представляется, что Проект может повлечь чрезмерное правовое регулирование отрасли и препятствовать ее развитию по следующим основаниям.


В силу положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов или городских округов относятся:


• вопросы по утверждению схемы размещения рекламных конструкций;


• вопросы выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района или городского округа;


• вопросы аннулирования таких разрешений;


• вопросы выдачи предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на подведомственной территории. 


Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 5.8. статьи 19 ФЗ «О рекламе»).


В настоящее время в подавляющем большинстве муниципальных образований на территории Российской Федерации утверждены схемы размещения рекламных конструкций.


Cогласно ФЗ «О рекламе» основаниями для отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, в том числе, являются:


• несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;


• несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций;


• нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта.


Таким образом, вопросы территориального размещения рекламных конструкций на территориях соответствующих муниципальных образований контролируются как на этапе утверждения схемы размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления совместно с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, так и на этапе выдачи соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.


Органами местного самоуправления совместно с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации обеспечивается контроль за территориальным размещением рекламных конструкций (пунктами 2, 3, 5 части 20 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлены основания для признания недействительными выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в судебном порядке).


Кроме того, 15.02.2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. No 827 (далее – «ТР ТС 014/2011»).


В пункте 13.8 ТР ТС 014/2011 установлены требования к средствам наружной рекламы с целью обеспечения безопасности дорожного движения.


Решением комиссии Таможенного союза от 18.09.2012 г. №159 утвержден «Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011» (далее – «Перечень»). В пункте 80 Перечня указан ГОСТ Р 52044-2003. Указанные в пункте 6.1. ГОСТ Р 52044-2003 требования соответствуют требованиям пункта 13.8 ТР ТС 014/2011.


Учитывая изложенное, в Российской Федерации с 15.02.2015 года требования к территориальному размещению рекламных конструкций устанавливаются ТР ТС 014/2011.


В настоящее время в Перечне указан национальный стандарт, устанавливающий требования к территориальному размещению рекламных конструкций на автомобильных дорогах – ГОСТ Р 52044-2003. 


Как следствие, требования ГОСТ Р 52044-2003 регламентируют порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций и соответствие рекламных конструкций требованиям ТР ТС 014/2011.


Таким образом, в настоящее время регламентирован порядок территориального размещения рекламных конструкций, предусмотрен механизм выявления на этапе выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции фактов нарушения установленных требований, и, как следствие, отказа в выдаче разрешения, а также последующего контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций вплоть до признания недействительными выданных разрешений. Предлагаемые изменения в Федеральный закон «О рекламе» могут привести к дублированию установленных механизмов выявления нарушений в части установки и эксплуатации рекламных конструкций и, как следствие, различному правовому регулированию.


Необходимо отметить, что Положения Проекта могут повлечь нарушение распределения полномочий между органами местного самоуправления и Правительством РФ .


Положения Проекта, предусматривающие возможность признания недействительным в судебном порядке разрешения на эксплуатацию и установку рекламной конструкции ввиду ее несоответствия требованиям территориального размещения по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта, не соответствует действующему законодательству, так как указанный орган не обладает полномочиями на подачу такого рода исков. 


Кроме того, частью 1 статьи 3 Проекта также предусмотрено, что закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования. При этом разработчики предлагают наделить Проект обратной силой. Согласно части 2 статьи 3 Проекта разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданные до вступления в силу Проекта, могут быть признаны недействительными в судебном порядке, в том числе, в случае обнаружения несоответствия территориального размещения рекламной конструкции требованиям, установленным Правительством РФ. Данное положение, а именно наличие оснований для признания недействительными разрешений, выданных ранее и выдаваемых, в том числе, в текущий период времени, способствует дестабилизации ситуации на рынке наружной рекламы и оттоку капитала из отрасли.


Принимая во внимание вышеизложенное, Проект предлагаем отклонить. 


_______________


1- см. пункт 15.1. части 1 статьи 15 и пункт 26.1 части 1 статьи 16 №131–ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»


2- см. пункты 1-3 части 15 статьи 19 №38-ФЗ от 13 марта 2006 года ФЗ «О рекламе»


3- в соответствии с ФКЗ РФ №2-ФКЗ от 17.12.1997 года «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ не наделено такими полномочиями, как определение требований к территориальному размещению рекламных конструкций.


4- статья 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 года №711.


В полномочия органа, осуществляющего контроль за безопасностью дорожного движения, входит обращение в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции требованиям нормативных актов безопасности движения.