Заседания

Заседания

12 апреля 2010г.

"Круглый стол" на тему: «Этическое регулирование банковско-финансовой сферы: задачи, проблемы, практика», 12 апреля 2010 г.

12 апреля в Торгово-промышленной палате РФ прошел "круглый стол" на тему: «Этическое регулирование банковско-финансовой сферы: задачи, проблемы, практика», организаторами которого выступили подкомитет по деловой этике Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, Комитет ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям и Ассоциация российских банков.

«Круглый стол» был организован в целях обмена опытом этического регулирования на отраслевом и внутрикорпоративном уровнях, обсуждения роли и возможностей этических документов и инфраструктуры корпоративной этики в обеспечении стабильности и ответственности в банковско-финансовом секторе, а также вопросов консолидации усилий заинтересованных сторон в выявлении и предупреждении этических и правовых нарушений в банковском секторе.

Участники обсудили практические вопросы применения кодексов профессиональной и корпоративной этики в банковской сфере для предупреждения внутрикорпоративных нарушений, содействия в разрешении споров и конфликтов на уровне отрасли, опыт использования программ деловой этики для укрепления репутации и повышения результативности деятельности банков, пути совершенствования и надлежащей реализации документов этического плана.

О принципах профессиональной этики в банковской сфере, задачах, основных положениях и практике применения Кодекса этических принципов банковского дела рассказала начальник Правового департамента Ассоциации российских банков Лариса Митяшова. Проект Кодекса был принят в 2008 году, и в настоящее время является частью единой системы морально-этического и правового обеспечения функционирования кредитных организаций в Российской Федерации. Лариса Митяшова подчеркнула, что банковское сообщество рассматривает данный документ, как акт саморегулирования собственной деятельности на основе норм деловой этики и добровольно согласилось руководствоваться им в своей практике, исходя из долгосрочных интересов российской экономики, требований рыночных отношений, необходимости поддержания престижа, эффективности и культуры банковского дела. Отвечая на вопросы участников круглого стола о существующей практике применения Кодекса, она пояснила, что Кодекс и Комиссия по контролю за соблюдением положений Кодекса, формируемая Советом АРБ из числа наиболее авторитетных представителей банковского сообщества, государственных органов и общественных организаций - на данный момент выполняют в основном превентивную, консультативную и медиативную функции.

Опытом практического применения положений Этического кодекса ОАО Банка ВТБ с участниками «круглого стола» поделился директор Управления корпоративного развития и стратегии ОАО, Банк ВТБ Александр Масленников. Необходимость внедрения Этического кодекса, по его словам, была во многом обусловлена выходом ВТБ на IPO. В процессе разработки кодекса специалисты ВТБ проанализировали значительный мировой опыт и на базе существующих кодексов разработали свой, адаптированный по организационную структуру Банка и отвечающий текущему уровню его корпоративной культуры. Характеризуя особенности принятого документа, докладчик отметил, что в текст Кодекса были включены не только общие морально-этические нормы, но также принципы прибыльности и клиентоориентированности - в качестве принципов корпоративной культуры Банка. Поскольку ВТБ - Головной банк Группы ВТБ, то в процессе создания кодекса в него изначально закладывались модельные нормы, которые впоследствии закреплялись в аналогичных документах дочерних компаний. Поэтому данный документ не является декларативным, а представляет собой часть внутренней нормативной базы Банка, обязательной для соблюдения всеми работниками Банка.

Внедрение такого «деликатного», регулирующего чувствительные сферы документа в жизнь имело свои особенности и потребовало широкого обсуждения проблем, возникающих при его практическом применении и серьезной поддержки Департамента по работе с персоналом. Практика применения Кодекса также показала, что использовать такой документ, можно только при активной роли руководства компании в ее корпоративной культуре. Александр Масленников далее отметил, что в настоящее время Банком планируется актуализация документа, а для обеспечения его действенности решено использовать мотивационные механизмы, заложенные в Систему мотивации и оплаты труда. В связи с этим актуализация будет проводиться вместе с соответствующим совершенствованием СМОТ. В заключение докладчик подчеркнул, что опыт ВТБ позволяет говорить о том, что Этический кодекс свое право на существование уже доказал.

С результатами исследования по теме «Банковско-финансовая сфера – этические риски глазами СМИ», проведенного специалистами консалтингового агентства «Инкорпоре», участников круглого стола познакомил Илья Стернин, его исполнительный директор. Он отметил, в частности, что наиболее волнующими общественность проблемами этического плана, в соответствии с данными анализа публикаций в СМИ по этической проблематике в банковско-финансовой сфере, можно назвать мошенничество – ему посвящено 24% от общего числа публикаций по этической проблематике банков, «отмывание» денег - соответственно, 19%, а также нецелевое использование средств, выделенных государством в целях поддержки банковского сектора - 16%.». Докладчик также остановился на вопросах применения этического менеджмента для повышения эффективности деятельности в сфере предупреждения этических и правовых нарушений.

Позицию Государственного агентства страхования вкладов (АСВ) по отношению к этико-правовым проблемам банковской сферы представил руководитель центра общественных связей Агентства Александр Загрядский. Докладчик остановился на принципах организации деятельности Агентства, рассказал о системе обязательного страхования вкладов, о ее надлежащем использовании. Более подробно в выступлении были рассмотрены проблемы на стыке этики и законодательства, с которыми сталкиваются сотрудники АСВ, и которые им приходится решать. Речь, в первую очередь, идет о проблемах, связанных с действиями, которые квалифицируются Агентством как страховое мошенничество. Это действия по совершению технических записей на счетах бухгалтерского учета, не отражающих действительное поступление в банк денежных средств, в том числе, «вклады», образованные путем имитации (по сговору с недобросовестными работниками банка) одновременного снятия и внесения клиентами денежных средств через кассу банка. В качестве примеров деятельности Агентства г-н Александр Загрядский привел случаи предотвращения неправомерных выплат страхового возмещения и пресечения подобных действий, совершаемых исключительно с намерением обойти установленный законодательством порядок удовлетворения требований кредиторов в ходе ликвидационных процедур и добиться необоснованного возврата средств в полном объеме за счет фонда обязательного страхования вкладов.

С сообщением на тему «Принципы ответственного кредитования: зарубежный опыт и применимость к России» выступил Член Совета директоров ЗАО «ДжиИ Мани Банк», Председатель Комитета АРБ по финансовой грамотности Эльман Мехтиев. Докладчик рассказал об инициативе ДжиИ Мани Банка в России - Программе «Ответственное кредитование», являющейся глобальной разработкой GE, определяющей стандарты банковской деятельности, которые должны применяться всеми банками в составе GE Capital по всему миру. Приоритетная задача Программы – чтобы заемщик принял продуманное и независимое решение о получении кредита до заключения договора. Соблюдение стандартов Программы помогает контролировать внезапные проверки офисов Банка (или Mystery shopping) и послепродажные звонки клиентам. В соответствии с принципами, на которых базируется Программа, банк предоставляет полную информацию об условиях банковских продуктов, позволяющую оценить привлекательность его услуг;не вводит клиентов в заблуждение, уважительно к ним относится, досконально оценивает финансовые возможности клиента при принятии решения о предоставлении банковских продуктов, а клиентам, оказавшимся в тяжелом финансовом положении, предлагает различные решения выхода из ситуации Также в рамках данной Программ Банком инициирован Интернет-проект «Центр финансовой грамотности»,ориентированный на все слои населения и выполняющий задачу предоставления инструментов для эффективного денежного планирования, принятия ответственных финансовых решений в целях обеспечения финансовой безопасности для любого человека, не обладающего специальным образованием.

В заключительном слове ведущая круглого стола – председатель подкомитета по деловой этике Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности Елена Красникова поблагодарила его участников и выступающих и сказала о важности и актуальности более активного использования банковским сообществом ресурсов для «тонкой», но мощной настройки систем контроля и мотивации бизнеса - документов этического плана, инфраструктуры деловой этики, отраслевых комиссий, комитетов, которые - при условии правильного подхода и управления - способствуют повышению стандартов ответственности и добросовестности любого бизнес-сообщества.

Комитет ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности

Календарь

Выбрать материал за период