Заседания

Заседания

17 октября 2012г.

Заседание «круглого стола» на тему: «Обсуждение практики проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования обязательного пенсионного страхования»

В Малом зале ТПП РФ состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Обсуждение практики проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования обязательного пенсионного страхования». Мероприятие было организовано Комитетом ТПП РФ по вопросам социальной политики, Комитетом ТПП РФ по развитию потребительского рынка и Московской международной бизнес-ассоциацией.

В заседании «круглого стола» приняли участие представители Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики, Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, территориальных ТПП, объединений предпринимателей, профсоюзных органов, Министерства труда и социальной защиты РФ, ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования», ООО «Экспертно-аналитический центр «Технологии труда» и др.

В ходе мероприятия говорилось о проблемах и задачах реформирования системы управления охраной труда в стране, о практике проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в свете требований приказа Министерства социального развития от 26.04.2011 г. № 342н и связанных с этим комплексом требующих детализации вопросов: критериях выбора аттестующей организации, аспектах взаимодействия между государством, работодателем, аттестующей организацией и профсоюзом при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, дальнейшем использовании этих результатов.

Актуальность реформирования системы управления охраной труда связана с демографической ситуацией в стране и состоянием здоровья работающего населения.

Известно, что с 2007 г. началось ежегодное сокращение численности трудоспособного населения России. По прогнозам, к 2030 г. сокращение трудоспособного населения превысит 13 млн человек. При этом 80% этой убыли придется на период до 2020 года - в среднем на 1 млн человек ежегодно. Свыше 30% ежегодно умирающих россиян – это граждане в трудоспособном возрасте. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом 5 человек на 100 тыс. занятых – это существенно превышает данный показатель развитых стран. Причем свыше 72% случаев вызваны типичными управляемыми причинами организационного характера. Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Подготовленные ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» ООО «Экспертно-аналитический центр «Технологии труда» доклады и последовавшие позже выступления показали большую заинтересованность затронутой темы со стороны предпринимательского сообщества, профсоюзных организаций и органов власти.

Во второй части заседания председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева рассказала о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования обязательного пенсионного страхования», разработанного Правительством Российской Федерации и предусматривающего меры, направленные на увеличение доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности его бюджета. Для этого планируется установление дополнительных взносов в Пенсионный фонд в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда и имеющим право на досрочную пенсию: для рабочих мест, включенных в Список № 1, в 2013 г. – 4%, в 2014 г. – 6%, в 2015 г. – 9%; для рабочих мест, включенных в Список № 2, в 2013г. – 2%, в 2014 г. – 4%, в 2015 г. – 6%. Ограничение верхним пределом суммы, с которой взимаются дополнительные взносы не предусмотрено. В дальнейшем поэтапное увеличение дополнительного тарифа продолжится, исходя из актуарных расчетов для обеспечения выплат досрочных пенсий (согласно проекту Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. в расчетах на 2013 г. по Списку № 1 необходимый тариф - 15,1%, по Списку №2 - 8,7%).

В течение 2013-2015 годов предусмотрено увеличение в 3 раза фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и главы фермерских хозяйств), т.к. их платежи на обязательное пенсионное страхование значительно меньше расходов Пенсионного фонда на финансирование пенсионных выплат для этой категории застрахованных.

Кроме того, в связи с увеличением продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости, предусмотрено увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии с 18 лет в 2012 году до 21 года в 2015 году. Это скажется на уменьшении размера ежемесячных пенсий, поскольку накопленный объем пенсионных прав будет делиться на более продолжительный период выплат.

В соответствии с законопроектом в 2013-2015 годах для основной массы плательщиков сохраняется тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере 30% выплат работникам и дополнительно в Пенсионный фонд в размере 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2013 г. – 568 тыс. рублей в год). Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих определенные виды деятельности в производственной и социальной сферах, после завершения срока, на который установлен пониженный тариф страховых взносов, будет действовать общий тариф.

В целом, разделяя предложения о необходимости установления отдельных источников для финансирования досрочных пенсий, поэтапного приведения размера страхового взноса самозанятых лиц в соответствие с пенсионными выплатами для данной категории, ТПП РФ полагает, что законопроект требует существенной доработки с учетом следующих замечаний.

1. Списки № 1 и 2 в настоящее время устарели и предоставляют право на получение досрочных пенсий в соответствии с перечисленными профессиями безотносительно к фактическим условиям труда.

Необходимо предусмотреть в законопроекте уплату работодателем дополнительных взносов не в соответствии со Списками, а на основании условий труда на конкретном рабочем месте по итогам аттестации рабочих мест. Следует также предусмотреть механизм перехода в течение года от уплаты дополнительных страховых взносов по Спискам к уплате на основании фактических условий труда по мере проведения работодателями аттестации рабочих мест.

Нормативные правовые акты, позволяющие работодателю перейти от Списков к предоставлению работникам компенсаций, досрочных пенсий и пр. в зависимости от конкретных условий труда на рабочем месте, продолжают разрабатываться Минтруда России, поэтому введение дополнительных страховых взносов целесообразно отложить до вступления в силу этих новаций. В противном случае решение вопроса может затянуться на неопределенное время, т.к. уплата работодателем дополнительных взносов по Спискам будет способствовать пополнению доходов Пенсионного фонда. Соответственно переход от Списков к уплате дополнительных взносов на основании фактических условий труда на рабочем месте приведет к выпадению доходов Фонда.

2. В соответствии с действующим законодательством за отдельные категории работников (летный состав в гражданской авиации; занятые на подземных и открытых горных работах в угольной промышленности) работодатели уже уплачивают дополнительный взнос к взносам в Пенсионный фонд в целях повышения низкого уровня коэффициента замещения для этих работников. С установлением дополнительных пенсионных взносов на финансирование досрочных пенсий нагрузка на работодателей возрастет еще больше (в перспективе с учетом актуарных расчетов совокупный страховой взнос с выплат таким работникам будет достигать 40 - 50% и более). Предлагаем одновременно с поэтапным введением дополнительных взносов уменьшать действующий дополнительный тариф страховых взносов за указанных работников. Полагаем, что на таких работников должен распространяться общий порядок преференций за работу в особых условиях труда.

3. Право на досрочную пенсию, согласно данным статистики, имеют около 40% экономически активных россиян. В их число входят не только те, кто работает на местах, включенных в Списки, но и имеющие право на досрочные пенсии за выслугу лет (педагогические, медицинские работники и пр.). Вместе с тем в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, заняты только 29% работников. Законопроект не предусматривает уплату дополнительных взносов за работников, имеющих право на льготную пенсию за выслугу лет. Финансировать выплату им досрочных пенсий предполагается за счет поэтапного перенесения нагрузки на работодателей, для которых устанавливаются дополнительные страховые взносы на выплаты работникам, занятым на рабочих местах, включенных в Списки № 1 и 2, что представляется несправедливым.

Полагаем, что для педагогических, медицинских и творческих работников следует предусмотреть более быстрый переход к возрасту выхода на пенсию на общих основаниях, чем в середине 2030-х годов, как предлагается в проекте Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г.

Считаем, что должен существовать единый порядок уплаты дополнительных взносов либо надбавок за особые условия труда и по выслуге лет для организаций всех форм собственности.

Работодателю следует предоставить возможность выбора уплаты дополнительного взноса в Пенсионный фонд, в корпоративные пенсионные системы либо установления компенсационной надбавки за особые условия труда для работников, занятых на работах особыми условиями труда, и работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет. При этом исключить налогообложение как работодателей, направляющих средства на финансирование указанной компенсационной надбавки, так и работников, получающих ее.

4. Досрочная пенсия не должна являться доплатой к заработной плате работников, выработавших специальный стаж и достигших возраста, установленного для ее назначения, но продолжающих работать в особых условиях труда. Смысл досрочной пенсии должен заключаться в предоставлении работнику стимула и возможности оставить вредную для здоровья работу.

Необходимо предусмотреть в законопроекте освобождение работодателя от уплаты дополнительных взносов в Пенсионный фонд за работника при наличии у последнего полностью сформированного права на досрочную пенсию и достижении возраста для выхода на досрочную пенсию.

5. Предусмотренное законопроектом повышение взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых самозанятыми лицами (в 3 раза в течение 3 лет), может повлечь уход в тень значительной их части и соответственно не приведет к запланированному увеличению поступлений в Пенсионный фонд. Полагаем, что для указанных лиц следует предусмотреть создание отдельных отраслевых пенсионных систем.

6. В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда необходимо участие в финансировании системы обязательного пенсионного страхования, как работодателей, так и работников (путем уплаты взносов на обязательное социальное страхование).

7. В связи с увеличением в 3 раза фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц предлагаем внести дополнения в законопроект, предусматривающие освобождение от уплаты взносов в Пенсионный фонд индивидуальных предпринимателей, временно не осуществляющих деятельность:

- матерей, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (такой порядок действовал до 1 января 2010г.);

- в связи с временной утратой трудоспособности из-за болезни, травмы.

В связи с изложенным ТПП РФ не поддерживает проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования обязательного пенсионного страхования» в представленной редакции.

Справочно: 19 октября 2012 года законопроект принят в первом чтении заместитель председателя Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики, Депутат Государственной Думы Наталья Петухова озвучила на пленарном заседании позицию ТПП РФ.

В завершении мероприятия Директор по развитию Саморегулируемой организации НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» Николай Абрамов пообещал представить к концу текущего года результаты исследования по проблематике аттестации рабочих мест по условиям труда в отраслевом разрезе.

Итогом заседания «круглого стола» стало решение провести до конца 2012 года еще одно заседание по реформирования системы управления охраной труда с привлечением всех заинтересованных сторон.

Департамент по развитию предпринимательства