21 апреля в Торгово-промышленной палате ТПП РФ состоялся «круглый стол» по теме «О совершенствовании законодательной правовой базы в области деятельности аэропортов и развитии системы региональных аэропортов и местных воздушных линий». Инициатором мероприятия выступила Ассоциация «Аэропорт» гражданской авиации при поддержке Минтранса России, ТПП РФ и Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию.
В заседании круглого стола» приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, руководители аэропортов регионального значения и местных воздушных линий, Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию.
Вел заседание Вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин.
С основным докладом по данному вопросу выступил Горбачев Виктор Иванович генеральный Директор Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации, который объяснил выбор места и цель проведения данного мероприятия, -
«ТПП РФ дает возможность на нейтральной площади собрать все заинтересованные министерства, ведомства, Гос. Думу, Совет Федерации, представителей аппарата Правительства России.
Обсуждение на сегодняшнем совещании проблем, решение которых зависит не только от заинтересованных министерств (Минэкономики, Минимущества, МАП, Минфин ), а также Гос думы и Совета Федерации, очень актуальны для дальнейшей деятельности и развития аэропортов страны»
Далее докладчик остановился на основных проблемах функционирования аэропортов. Главная из которых – законодательно-правовая база в области деятельности аэропортов.
«На сегодняшний день единственной законодательно-правовой базой для аэропортов является «Воздушный кодекс РФ» и в частности главы VI – “Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения», основная работа по которому велась в начале 90-х годов».
За последнее десятилетие в гражданской авиации произошли серьезные структурные преобразования и возникла острая необходимость координации и контроля деятельности многочисленных организаций на территории аэропорта.
Несовершенствование законодательства ведет к неразрешенности вопроса с «землей», т.е. приаэропортовой территорией, отведенной под развитие, которая обходится аэропортам как дополнительные затраты.
В настоящий момент 3-я редакция проекта закона «Об аэропортах РФ» находится в Гос Думе (первая редакция бала разработана в 1996 году).
Другая проблема – развитие аэропортов регионального значения и местных воздушных линий.
«На сегодняшний день в России функционирует 451 аэропорт, в том числе 388 аэропортов региональных региональных и МВЛ. Большинство из них имеют:
- износ основных производственных фондов составляет до 80%
- средний уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями не более 50%
- несмотря на то, что аэропорты находятся в федеральной собственности , практически отсутствует государственное финансирование развития. Капитальные вложения осуществляются только за счет собственных средств, местных бюджетных или спонсоров (т.е. градообразующих предприятий).
Большинство аэропортов регионального и местного значения пребывают либо в критическом состоянии, либо в стадии прекращения своего существования», отметил В.И. Горбачев.
Учитывая сложившуюся ситуацию в отрасли участники круглого стола приняли следующие рекомендации:
- выйти с предложением в Правительство России об инициировании подготовки для рассмотрения Федеральных законов:
«Аэропорты России»
«О передачи имущества ГА. находящегося в федеральной собственности в собственность субъектов РФ»
- Разработать научно-обоснованную комплексную целевую программу развития аэропортов регионального значения и МВЛ с учетом перспективы до 2015 года
- Рассмотреть вопрос оптимизации количества аэропортов федерального значения с целью концентрации внимания и средств государства на их развитие.
- Продолжить работу по планомерному разделению деятельности авиапредприятий на аэропорт и авиакомпанию.