3 декабря 2020 года на заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности и Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию были рассмотрены модели регулирования отрасли такси.
Еще в 2018 году в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси» и вот, наконец, профильный Комитет ГД по транспорту и строительству направил в Государственное правовое управление президента РФ пятый вариант законопроекта. В этот вариант уже добавлены самозанятые. Законопроект трудовые отношения между таксопарком и водителем делает обязательными, именно это может помочь при возмещении ущерба, так как появляется ответственность компании- перевозчика
Модератором заседания выступил председатель Совета Константин Апрелев. Он напомнил коллегам, что на апрельском заседании Совета была создана Рабочая группа по саморегулированию в такси, а в мае уже были обсуждены первые итоги работы этой группы и пришло время рассмотреть, в каком направлении движется работа.
Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин в своем выступлении выразил согласие с тем, что вся система, сложившаяся сегодня в сфере услуг такси требует пересмотра и поиска решений, способных защитить и пассажира, и водителя. Он подчеркнул, что вся работа по данному направлению должна вестись обязательно с привлечением профильного Комитета ТПП РФ. По его мнению, для структуры федерального уровня, которой является Торгово-промышленная палата, для качественной защиты интересов предпринимателей, должна быть выработана консолидирования позиция, которую ТПП РФ сможет донести до федеральных органов исполнительной власти.
Председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, первый заместитель Председателя Комитета ГД по транспорту и строительству Виталий Ефимов подробно рассказал о том, почему вдруг все озаботились проблемами такси: эта сфера дает доходов 800 млрд рублей, и за эту цифру идет борьба. Вопрос в том, что бы все сектора, которые занимаются перевозками, были поставлены в одинаковые условия: и водители, и перевозчики, и агрегаторы. При этом агрегаторы не хотят уступать и эта борьба длится уже два года, с момента первого чтения законопроекта о такси. «Мы считаем, что такси – это прежде всего региональный транспорт и за всё должны отвечать региональные власти, а агрегаторы против создания юридических лиц в регионах», - отметил Виталий Ефимов.
Обращаясь к зарубежному опыту, он отметил, что тарифы утверждает комиссия при муниципалитете, ограничено количество разрешений, а агрегатор выступает как перевозчик и ответственное лицо. Поддерживая участие самозанятых в сфере такси, он подчеркнул, что это должны быть только российские граждане.
Начинать формирование модели регулирования такси стоит с законодательных норм: понятна роль муниципалитетов, перевозчика, водителя, но что от этого получит пассажир, какая ответственность будет перед государством, перед пассажиром? Обязательно следует прописать минимальный уровень тарифа: гарантированную составляющую по заработной плате и безопасности (обслуживания). «Давайте работать совместно», - подвел итог Виталий Ефимов.
Директор Ассоциации «СРО «МОАТП» Андрей Абрамов в своем докладе о выборе модели саморегулирования такси подчеркнул, что рынок такси по факту регулируется службами заказа такси, агрегаторами, поэтому разрешение на транспортное средство как инструмент регулирования не подходит и предложил рассмотреть альтернативу – электронный путевой лист. Только в последние два года фокус внимания переместился с транспортного средств на самого водителя, так как именно на нем замкнута главная составляющая – безопасность. В качестве организационной структура СРО такси Андрей Абрамов предложил вертикаль: от национального объединения (принятие стандартов, взаимодействие с ФОИВами) до муниципальных СРО (взаимодействие с потребителями).
Правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова подробно остановилась на вопросах возмещения ущерба в различных случаях, связанных с перевозками в такси (наезд на пешехода, авария, насильственные действие в отношении пассажира или водителя). Да, у крупных агрегаторов есть добровольные страховки, но выяснить, кто отвечает в случае аварии, не всегда представляется возможным, так как в перевозке участвуют перевозчик, владелец разрешения на перевозку, владелец транспортного средства, и это могут быть совершенно разные люди. «Для разработки действенного регулирования надо понять, что будет представлять общая схема рынка такси в привязке к сегодняшним реалиям. Определить количество выдаваемых разрешений и нижний порог безопасного тарифа, регулирование передать в региональные департаменты транспорта», - считает Елена Гращенкова.
С ней согласился и руководитель транспортного отдела ТПП Ульяновской области, директор Ассоциации перевозчиков и диспетчерских служб Ульяновской области Михаил Фролов: «Мысль правильная: нужно объединять самозанятых, нужна координация на федеральном уровне». Рассказывая о роли ТПП в организации бизнеса такси, он поделился успешным опытом: «Мы разработали и согласовали с Минтрансом области электронный путевой лист и успешно реализуем его применение».
О механизмах внедрения саморегулирования, построение модели доложила исполнительный директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская.
От Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию также приняли участие заместитель председателя Комитета по транспорту и экспедированию Вячеслав Коробовцев, член комитета, директор Ассоциации «ТАМА» Норайр Блудян.
Обсуждение проблемы регулирования сферы такси продолжится на площадке ТПП РФ с привлечением экспертов профильных комитетов и советов.
Департамент по работе с объединениями предпринимателей, И. Савенкова