Состоялось первое заседание Подкомитета по государственно-частному партнерству Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике, посвященное перспективам совершенствования федеральной и региональной нормативной базы для проектов государственно-частного партнерства.
В дискуссии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, территориальных ТПП, крупнейших российских и зарубежных банков и институтов развития, ведущие юристы и эксперты в сфере государственно-частного партнерства.
Единого восприятия термина «государственно-частное партнерство» (ГЧП) до сих пор не существует. Не случайно, что для экспертного обсуждения на первом заседании Подкомитета был вынесен проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве», который призван официально определить такие термины как собственно «государственно-частное партнерство», «проект ГЧП», «соглашение о ГЧП» и другие.
В своем вступительном слове директор Департамента содействия инвестициям Дмитрий Курочкин отметил, что в понимании Торгово-промышленной палаты государственно-частное партнерство — это объединение усилий и ресурсов государства и бизнеса для достижения общественно значимой цели. Чтобы синхронизировать интересы государства и бизнеса ТПП РФ поддержала инициативу Центра развития государственно-частного партнерства – создать на базе Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике экспертную площадку по обсуждению актуальных, порой острых, вопросов развития государственно-частного партнерства в нашей стране.
В свою очередь Сергей Беляков, директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России, рассказал о целях и принципах, которых придерживались разработчики законопроекта. Будущий закон, отмечает Беляков, определит условия соглашения о ГЧП, гарантии прав и интересов частного и публичного партнеров. Участники дискуссии признали, что такой подход является правильным поскольку как инвесторам, так и кредиторам важно видеть гарантии своих прав на уровне федерального закона.
Модератор заседания – председатель Подкомитета Павел Селезнев – отметил важность создания подобной дискуссионной площадки именно на базе ТПП РФ, так как законопроект в первую очередь направлен на унификацию и определение единых и понятных «правил игры» для участников проектов ГЧП, что может оцениваться как дополнительные гарантии частным инвесторам, позиция которых в таких проектах слабее по причине административных и политических ресурсов публичных партнеров.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что принятие единого закона о ГЧП приведет к увеличению числа проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, сняв основные риски для бизнеса при реализации ГЧП-проектов.
Алексей Чичканов, вице-президент ОАО «Газпромбанк», предложил при дальнейшей работе над документом использовать лучшую законотворческую практику российских регионов и муниципалитетов, уже реализующих на практике инвестиционные проекты с использованием механизмов ГЧП.
Директор по управлению инвестициям банка «ВТБ Капитал» Елена Рукосуева отметила главное правило, которого должны придерживаться разработчики законопроекта — не навредить формирующемуся рынку и тем проектам, которые уже получили финансирование.
С ее мнением согласен и Александр Долгов, партнер компании Gide Loyrette Nouel, считая, что необходима серьезная работа с документом в течение всего законодательного процесса с тем, чтобы отдельные поправки не изменили его суть и не создали дополнительных сложностей при реализации проектов ГЧП.
Выступающие отметили, что, несмотря на то, что проекты ГЧП являются одной из разновидностей инвестиционных проектов, законопроект не учитывает ряд положений российского законодательства, в частности об инвестиционной деятельности. Отсутствие системной взаимосвязи законопроекта может привести к дублированию действующих норм и возникновению некоторых противоречий.
Начальник отдела развития ЧГП Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития Мария Ярмальчук особо отметила, что принятие федерального закона о государственно-частном партнерстве потребует внесения изменений во множество нормативно-правовых актов. Так, в течение трех месяцев с момента принятия законопроекта о ГЧП Госдумой в первом чтении поправки ожидают Земельный, Налоговый, Бюджетный, Водный и Лесной кодексы, Закон «О недрах», целый ряд других федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Тем не менее, вероятность принятия закона уже в этом году достаточно высока, учитывая наличие поручений о разработке закона о ГЧП на самом высоком уровне. Представляется, что, когда экспертное сообщество достигнет консенсуса по ряду его принципиальных положений можно прогнозировать его внесение в Госдуму (и, возможно, принятие) в осеннюю сессию.
Департамент содействия инвестициям, А.Вялкин