В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло очередное заседание Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике «Особые экономические зоны как инструмент привлечения инвестиций» в формате вебинара.
В мероприятии приняли участие вице-президент ТПП РФ Александр Захаров, директор департамента содействия инвестициям ТПП РФ Дмитрий Курочкин, представители территориальных ТПП, компаний-резидентов особых экономических зон (ОЭЗ).
Мероприятие открыл и вёл председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян, подчеркнувший, что ОЭЗ являются инструментом привлечения инвестиций в российскую экономику и решения задачи её модернизации. ОЭЗ, по его словам, нуждаются в совершенствовании нормативно-правовой базы, отладке механизмов частно-государственного партнёрства, создании комфортных условий для работы компаний-резидентов, качественной информационной поддержке. К сожалению, экономическая автономия ОЭЗ сегодня находит понимание далеко не у всех органов надзора и муниципальных властей, в связи с чем следует подготовить предложения по совершенствованию работы ОЭЗ как в нормативной, так и в практической части.
Генеральный директор ОАО «Особые экономические зоны» Олег Костин отразил в своём выступлении основные ключевые моменты развития российских ОЭЗ на современном этапе. По его словам, их сегодня насчитывается 26. ОЭЗ подразделяются на четыре типа – промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Общий объём заявленных инвестиций в российские ОЭЗ составляет 12 млрд долларов. Основными услугами ОЭЗ является строительство базовых элементов инфраструктуры, предоставление резидентам льготного налогового пакета, льготных условий по выкупу земли и льготного таможенного режима.
Олег Костин привёл несколько примеров успешного развития ОЭЗ, среди которых он назвал ОЭЗ Татарстана («Алабуга»), Томска и Дубны. Вместе с тем, инфраструктурные проблемы развития ОЭЗ препятствуют их естественному росту. Особенно это касается развития туристско-рекреационных и портовых зон, частные инвестиции в которые пока измеряются цифрами чрезвычайно скромными, отметил Олег Костин. Он указал перечень причин, по которым развитие ОЭЗ в России пока носит не всеобщий характер.
О развитии туристко-рекреационной зоны на Байкале рассказала министр экономики Республики Бурятия Татьяна Думнова (on-line из Улан-Удэ). По ее мнению, главным препятствием на пути развития этой ОЭЗ является отсутствие продуманной стратегии развития туризма в стране и грамотно сформированного туристического продукта, недостаточный уровень маркетинга туристических услуг, отсутствие сети по их продвижению.
Развитию ОЭЗ в Дубне было посвящено выступление президента ТПП города Дубны Владимира Боброва. Он подробно остановился на устройстве ОЭЗ, её экономических показателях, отраслевых направлениях резидентов и осуществляемых ими проектов, а также перспективных планах и программах. По словам Владимира Боброва, сдерживают развитие зоны недостаточные возможности для привлечения и закрепления на производстве молодых и высококвалифицированных специалистов из-за жилищной проблемы, недостаточные энергетические мощности и проблемы транспортной доступности. Владимир Бобров внёс в этой связи несколько конкретных предложений, в том числе по совершенствованию норм Земельного кодекса РФ
С обзором последних изменений Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», вступивших в силу с 1 января 2012 года, и правоприменительной практике выступила директор по управлению качеством и методологией аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Лариса Семенюк.
По её словам, нововведения коснулись периода действия режима ОЭЗ – он увеличен с 20 до 49 лет, а также закрепления функций управляющей компании (УК) для ОЭЗ и ввода нового термина «кластер», означающего совокупность ОЭЗ одного или нескольких типов, управление которыми может осуществляться одной УК. Изменения коснулись площади ОЭЗ (он увеличен), размера, валюты и порядка инвестиций. В результате изменений налоговые льготы получили резиденты технико-внедренческих зон, судостроительные компании. Иностранные работники, привлекаемые в ОЭЗ, получили статус высококвалифицированных специалистов с упрощением миграционного режима и снижением налоговой ставки по НДФЛ. В то же время, отметила Лариса Семенюк, в нормативной базе ОЭЗ остаются значительные пробелы, с которыми сталкиваются как претенденты на статус резидентов, а затем и сами резиденты ОЭЗ. Так, нормы по раскрытию информации в стандартном плане резидента ОЭЗ представляется инвесторам чрезмерными, нарушающими коммерческую тайну.
Так же проблему представляет собой требование о получении положительного заключения на представленный бизнес-план, которое отказываются выдавать даже крупные кредитные организации. Недостаточно эффективен, по мнению Ларисы Семенюк, применительно к ОЭЗ и инструмент «одного окна»: многие аспекты деятельности резидентов приходится согласовывать в Москве, а не на местах. Срок согласования отдельных проектов порой, в связи с этим, превышает годичный, что негативно сказывается на энтузиазме инвесторов. Развитие российских ОЭЗ осложнено напряжёнными отношениями резидентов ОЭЗ с местными налоговыми инспекциями и судебными тяжбами с ними, заключила Лариса Семенюк.
С сообщением о состоянии особой экономической зоны в Калининграде и предложениями по её развитию выступил также председатель совета НО Фонд «Агентство регионального экономического развития» (Калининград) Григорий Бунатян, а первый заместитель руководителя Представительства Рязанской области Илья Вознюк рассказал о новом для России опыте создания международных экономических зон в Рязанской области совместно с Китайской Народной Республикой.
В заключение заседания выступавшим были заданы вопросы, состоялся обмен мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Центр по связям с общественностью и СМИ, С.Арутюнов