Состояние и перспективы государственной поддержки выставочной деятельности

Главная

Состояние и перспективы государственной поддержки выставочной деятельности

Состояние и перспективы государственной поддержки выставочной деятельности

15 ноября состоялось расширенное заседание Президиума Российского Союза выставок и ярмарок, которое прошло в формате видеоконференции. Основной вопрос повестки дня – «О состоянии и перспективах государственной поддержки выставочной и конгрессной деятельности». С большим интересом участниками заседания был выслушан доклад на эту тему Сергея Селиванова, начальника отдела выставок Департамента международного сотрудничества Минпромторга России.

Министерство промышленности и торговли России, как координирующий орган исполнительный власти, курирующий выставочную деятельность, оказывает отрасли организационную (нефинансовую) и финансовую поддержку.
Организационная поддержка
Нефинансовая поддержка носит организационно-информационный характер. Это касается участия в пригласительных кампаниях и в организационных комитетах представителей федеральной власти, их присутствие и выступления на церемониях открытия, участие в деловой программе, ну и, конечно, всемерное содействие проведению в рамках выставок различных форумов, конгрессов и иных деловых мероприятий.
Финансовая поддержка. Перечень-2017.
Финансовая поддержка до некоторого времени ограничивалась составлением «Перечня зарубежных выставок, на которых планируется организовать российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета».
К сожалению, этот Перечень и заложенное в нем финансирование в последние годы сокращается. Согласно подготовленному проекту Перечня в 2017 году на финансирование организации российских экспозиций выделено всего 105 млн руб*.
До сих пор этот документ не получил одобрения в Минфине России, хотя и согласован с другими федеральными министерствами и ведомствами.
Более того, по информации, полученной из Правительства России, Перечень может быть утвержден только после принятия бюджета на следующий год.
Однако мы не останавливаемся. Перечень прошел обсуждение на заседании Межведомственной комиссии по выставочно-ярмарочной деятельности, полученные поправки и замечания были учтены и внесены в документ.
Сегодня, ссылаясь на это Указание Президента России, мы повторно вносим на рассмотрение проект соответствующего Распоряжения Правительства России для того, чтобы постараться до Нового Года его утвердить. Тогда органы исполнительной власти смогут в январе оперативно провести необходимые закупочные мероприятия. поскольку уже в феврале проходят выставки, включенные в Перечень.
Что касается размера выделенного финансирования 105 млн. руб. Понимая ограниченность этих средств и то, что в следующем году пройдет Всемирная выставка «ЭКСПО-2017», Минпромторг России не включил финансирование участия России в «ЭКСПО-2017» в рассматриваемый Перечень, который утверждается, как известно, в рамках подпрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности».
Финансовая поддержка. «Второй» перечень Минпромторга России.
Мы воспользовались тем, что в министерстве есть собственная программа «Развитие промышленности, повышение конкурентоспособности промышленной продукции», и в рамках этой государственной программы мы планируем проведение ряда мероприятий. На сегодняшний день в проект, который будет утвержден в ближайшее время, включен Перечень мероприятий, на организацию которых будут выделены бюджетные средства.
Планируется частичное финансирование российского участия в выставке «ЭКСПО-2017», а также организации российских экспозиций на нескольких зарубежных и отечественных выставках. Таким образом, мы используем собственные ресурсы министерства.
Должен сказать, что это абсолютно открытый перечень. Отбор операторов проводится на конкурсной основе.
Надеюсь, что в рамках ближайшего Общего собрания членов РСВЯ я смогу представить «второй» Перечень нашего министерства с указанием объема финансирования, чтобы абсолютно все выставочные операторы по возможности могли участвовать в отборе операторов данных мероприятий.
И вновь – о федеральном законе 44-ФЗ
Хотелось бы вновь вернуться к вопросу применения 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных закупок» и подзаконного акта «Правила оценки заявок участников закупок» при определении операторов единых российских экспозиций на зарубежных выставках, организованных при частичном бюджетном финансировании.
Установленное Правилами соотношение критериев «цена-качество» при закупке работ и услуг составляет 60% - 40%., т.е. цена не может по значимости быть менее 60%. Это соотношение используется и при проведении указанных выше конкурсов.
С чем мы столкнулись? К сожалению, на тендер выходят компании малоизвестные, с малым опытом, занижают цены на 70%-75%, при этом остальные критерии по квалификации и качеству у них могут быть самыми низкими.
Это серьезная проблема. Возможно, необходимо внести изменения в Правила оценки заявок, касающиеся выставочной деятельности. В частности, следует повысить значимость критерия «качество услуг» и «квалификация» до 60%, чтобы исключить победу в конкурсе компаний за счет демпинга. Мы ставим перед собой такую задачу. Хотелось бы рассчитывать на помощь и содействие выставочного сообщества и торгово-промышленной палаты в решении вопроса.
Перспективы
Что касается перспектив государственной поддержки выставочной деятельности.
Здесь, может быть, более обнадеживающая ситуация, хотя, конечно, все предложения находятся еще на стадии проекта. Это касается финансовой поддержки отрасли в 2017 году.
Мы рассчитываем, что в 2017 году Минпромторг России совместно с Российским экспортным центром сможет оказывать поддержку в той форме, как она существует в развитых странах мира. Речь идет о частичной компенсации затрат на участие в выставках за рубежом, перечисляемой напрямую компаниям - экспонентам по их заявкам. Пока это касается только выставок за рубежом, поскольку будет проходить по программе поддержки экспорта отечественной продукции.
Перечень компенсируемых при этом расходов еще не утвержден, однако очевидно, что в него войдут прямые затраты на аренду площади и застройку. Возможна компенсация каких-то дополнительных издержек. Вопросы организации и отчетности сегодня находятся на стадии разработки.**
Прежде чем приступить к утверждению подобной программы, мы рассмотрели лучший мировой опыт, первые итоги реализации программы «Сделано в Москве», предложения Российского экспортного центра.
Должен сказать, что в бюджете 2017 года эти деньги заложены, хотя их объем пока назвать нельзя. Мы рассчитываем, что после того, как в Государственной Думе пройдет второе чтение закона о федеральном бюджете, мы сможем говорить об объемах финансирования.
Мы рассчитываем, что его будет достаточно, исходя из того пристального внимания, которое будет касаться отчетности компаний, получивших поддержку.
Существует еще один вопрос, который надо обсудить – стоит ли составлять перечень выставок, на которых мы будем оказывать прямую поддержку экспонентам, тем самым ограничивая их в выборе нужных выставок? Или же каждая выставка будет рассматриваться отдельно, адресно, при обращении компании с соответствующей заявкой.
Будем надеяться, что в 2017 году новые формы поддержки заработают, и это окажет серьезное влияние не только на развитие внешнеэкономических связей предприятий – экспортеров, но и поможет выставочным компаниям России. Уверен, таким образом мы в целом существенно повысим уровень российского участия в международной выставочной деятельности.

-----------------------------------
Примечания редакции:
* Для сравнения – премия за успешный труд в 2014 году генерального директора «Почты России» составила 95 млн. руб.
** Аналогичная программа действовала в Москве два года назад