Алексей Вялкин: Активность иностранных инвесторов растет

Главная

Алексей Вялкин: Активность иностранных инвесторов растет

Регионы России. Мы продолжаем публиковать материалы свежего номера журнала «Регионы России». Сегодня – начало дискуссии по главной теме номера: иностранные инвестиции в регионы.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику России растут вопреки антироссийским санкциям. Такова оценка директора Департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты РФ Алексея ВЯЛКИНА, которой он делится в интервью нашему журналу.

– Рост инвестиционной активности иностранных инвесторов в нашей стране начался в 2015 году: зарубежные неоффшорные инвесторы вложились в 201 проект. В 2016 году зарубежные инвесторы вложились уже в 205 проектов. Это позволило России занять седьмое место в списке топ-10 европейских стран по количеству проектов с привлечением прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Западная Европа остается главным инвестором в российскую экономику и в 2017 году. В частности, Германия укрепила лидерские позиции по числу проектов ПИИ, увеличив  их количество почти на 20%, с 36 до 43. Среди крупных инвесторов в сфере проектов ПИИ в России – США. Этот год стал рекордным, число проектов американских компаний выросло сразу на 31%, достигнув 38. Азиатские страны демонстрируют разнонаправленную динамику: число проектов японских компаний увеличилось с 10 до 12, китайских – снизилось с 12 до 9 проектов в текущем году.

По-прежнему наибольшее число зарубежных проектов ПИИ связано с производством. За прошедший год число новых проектов в этой сфере осталось на прежнем уровне – 171. Большая часть созданных рабочих мест также пришлась на производство. Лидер – пищевая промышленность. Кроме того, зарубежные инвесторы активно вкладывались в проекты, связанные с производством машин и оборудования, химических продуктов (23 проекта) и электрооборудования. Практически отсутствуют в этом году проекты в сфере лесной промышленности и текстильной индустрии.

В феврале 2017 года Восточный комитет Германской экономики и Российско-Германская внешнеторговая палата провели среди немецких компаний, ведущих бизнес в России, ежегодный опрос, посвященный оценке делового климата в нашей стране. В нем приняли участие 190 компаний. Обработка результатов дала следующие результаты.

Условия для предпринимательской деятельности в России на фоне оживления конъюнктуры в стране улучшились. Почти половина опрошенных компаний отметила положительное или относительно положительное развитие бизнес-климата.

68% компаний с оптимизмом смотрят на перспективы развития российской экономики по итогам 2017 года. Положение опрошенных компаний по сравнению с прошлым годом значительно улучшилось: треть из них охарактеризовала ситуацию с собственным бизнесом как хорошую или очень хорошую, 46% считают ее удовлетворительной.

63% рассчитывают на рост оборота в России по итогам 2017 года. В качестве важнейших преимуществ российского рынка компании называют хороший потенциал рынка, шансы на рост оборота и доходов, а также потребности страны в модернизации.

Готовность компаний инвестировать средства в России также несколько выросла. Треть опрошенных компаний была намерена вложить средства в свой бизнес в России.

Среди наиболее интенсивно растущих отраслей российской экономики иностранные инвесторы называют сельское хозяйство и пищевую промышленность. На втором месте –машиностроение, на третьем – сектор ископаемых энергоносителей, который по-прежнему занимает в российской экономике сильные позиции.

Подавляющее большинство опрошенных компаний выступает против санкций, однако мало кто рассчитывает на скорое послабление. 91% желает отмены санкций; 49% выступают за немедленную отмену экономических санкций, еще 42% рассчитывают на их поэтапную отмену (в 2016 году — 28%). Лишь 8% опрошенных компаний высказались за сохранение санкций. Более половины компаний ожидает, что санкции будут ослаблены в 2018 году. Пятая часть компаний исходит из того, что санкции сохранятся и после 2018 года.

В качестве барьеров при осуществлении ПИИ иностранные инвесторы указывают, в частности, на высокий удельный вес кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; низкий уровень реальных доходов населения и их накоплений; несовершенство российского законодательства по регулировке инвестиционной  сферы.

Также отрицательно на бизнесе в России в настоящий момент сказывается пока еще слабая рыночная конъюнктура. К этому добавляются протекционистские меры, в частности, при проведении тендеров на государственные закупки, в отношении импортных сделок и при оформлении разрешений. В то же время протекционистские тарифы, особые требования к безопасности, технические барьеры и (фито)санитарные правила играют менее значительную роль.

В целях совершенствования инвестиционного климата попытаемся выделить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Среди первоочередных – следующие. 

  •  введение «налоговых каникул» на срок до 5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;
  •  освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;
  •  введение для предприятий, ведущих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.

Улучшению инвестиционного климата будет способствовать также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов. Для этого необходимо  совершенствовать системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.

В этой сфере ТПП РФ выступает интегратором надежной информации о заказчиках и поставщиках, как российских, так и зарубежных. 181 территориальная палата в российских регионах, 74 двусторонних деловых совета, представители ТПП РФ в зарубежных странах – это тот ресурс, который мы задействуем в нашей работе по поиску партнеров и привлечению инвестиций. 

Модель двухконтурной экономики

Для привлечения частных инвестиций в российские регионы необходимо создать в российской экономике два контура, разделить сектор предприятий с госсобственностью и сектор частных предприятий. Таково мнение Владимира ПАТОКОВА, директора Русского культурного центра.

 Сложно говорить об инвестиционной привлекательности российских регионов в условиях фактически ведущейся новой холодной войны. Один пример: в своем недавнем выступлении в рамках форума «Восточное партнерство» премьер-министр Великобритании Тереза Мэй несколько раз назвала Россию страной-агрессором. Про ее коллег из США и говорить нечего – за океаном давно царит русофобская истерия. В 2017 году против России были приняты беспрецедентные пакеты санкций со стороны США и Евросоюза. Можно сколько угодно ссылаться на частные отклонения от этой общей линии (вроде визита в Россию в ноябре президента Чехии Милоша Земана во главе с представительной делегацией бизнесменов), но стратегически ничего не изменилось: коллективный Запад взял уверенный курс на конфронтацию с Россией. И говорить в этих условиях об иностранных инвестициях в регионы – это на грани фантастики.

В 2014 году, после присоединения Крыма, нашим банкам стали отказывать в кредитовании инвестиционных проектов на Западе. Правительство, ведущие банки и представители промышленности РФ обратили свой взор на Восток. Но и там нас особенно не ждали. В конечном итоге сегодня денежная масса РФ сдулась до уровня 1998-1999 годов. Сегодня все без исключения регионы остро нуждаются в финансовой ликвидности. Согласно сообщением региональной прессы, из-за долгов перед коммунальщиками во многих муниципалитетах отключают больницы, дома культуры и другие социальные объекты. 

Недавно Президент Путин, выступая на совещании по вопросам ВПК, потребовал обеспечить готовность предприятий (независимо от формы собственности) в сжатые сроки переориентироваться на выпуск оборонной продукции. Что это, как не требование перехода от рыночной к мобилизационной экономике? Если это произойдет, в 2018 году нас ожидают серьезные изменения в принципах функционирования всего народного хозяйства.

Думаю, меры «новой экономической политики» разрабатываются уже сейчас негласно – чтобы не слишком шокировать общественность перед выборами президента. Не зря же министр экономического развития Максим Орешкин массово набирает новую команду в министерство через фейсбук (другими словами, ищет людей, не связанных или аффилированных с действующими политическими кланами).

Другой головной болью регионов, помимо нехватки денежной массы, является их закредитованность, а также закредитованность проживающих в них физических лиц. Чрезмерный переток денежных средств из регионов в банки ведет к формированию массовой нищеты и социального неблагополучия в регионах.

 Можно ли в таких условиях привлекать зарубежные инвестиции в регионы? Как это ни парадоксально – и можно, и нужно. Но совершенно с другой логикой, нежели ранее. Во-первых, необходимо создавать модель двухконтурной экономики, разделить сектор госпредприятий любых отраслей (по данным ФАС за 2015 год, государство и госкомпании контролируют около 70% российской экономики), и сектор частных предприятий. В своем секторе, закрытом для частных инвестиций, государство может наращивать инвестиции без оглядки на инфляцию и ряд других индикаторов, негативно влияющих на потребительский сектор.

Во-вторых, малый и средний бизнес может без проблем функционировать в условиях управляемого рынка, кредитуясь под низкий процент в государственных банках. Другими словами, госбанки просто обязаны будут снизить стоимость денег для частного сектора, иначе никакого возрождения нам не видать. И конечно, необходимо провести мероприятия кредитной амнистии для регионов, бизнеса и физических лиц, так как кредитный рейтинг у всех уже порядком подпорчен. Такой подход сделает судьбу инвестиционных проектов более прозрачными и понятным для потенциальных инвесторов.

Журнал "Регионы России" №139