Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ – 2020: инструментарий для регионального развития

Главная

Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ – 2020: инструментарий для регионального развития

Инвестиционный потенциал становится важным политическим ресурсом российских регионов, за который разворачивается серьезная конкуренция. Сегодня оценка эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти включает в себя не только уровень фактических инвестиций, но и усилия по созданию соответствующего климата и достижению высоких позиций в рейтингах инвестиционной привлекательности.

Ведущим из них сегодня является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ[1], очередные результаты которого были представлены Президенту России В.В.Путину 9 июля 2020 года в ходе заседания Наблюдательного совета Агентства стратегического инициатив, в который входит Президент ТПП РФ С.Н.Катырин. ТПП России совместно с региональными торгово-промышленными палатами ежегодно участвует в формировании региональной базы респондентов в рамках подготовки самого Рейтинга.

В на­ча­ле Рейтинга 2020 находятся сто­лич­ные ре­ги­о­ны (Москва удерживает 1 место[2] второй год подряд, Санкт-Пе­тер­бург - 4 место, Московская область – 5 место), ре­ги­о­ны с раз­ви­тым ре­сурс­ным сек­то­ром (Рес­пуб­ли­ка Та­тар­стан – 2 место, Республика Башкортостан – 9 место, Тюменская область – 12 место, ХМАО-Югра – 14 место), круп­ные сельскохо­зяй­ствен­ные цен­тры (Краснодарский край – 6 место, Бел­го­род­ская об­ласть – 7 место).

В то же вре­мя гео­гра­фи­че­ски уда­лен­ные ре­ги­о­ны пред­став­ле­ны сла­бее: за ис­клю­че­ни­ем от­дель­ных круп­ных центров (Но­во­си­бир­ская об­ла­сть – 19 место), ре­ги­о­ны Ура­ла, Си­би­ри и Дальне­го Во­сто­ка тра­ди­ци­он­но име­ют бо­лее низ­кие по­ка­за­те­ли, что при формировании предыдущих рейтингов от­ча­сти объ­яс­нялось недо­ста­точ­ны­ми уси­ли­я­ми руко­вод­ства по по­вы­ше­нию ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти.

Однако в новом Рейтинге позиции, к примеру, регионов Дальневосточного федерального округа начали укрепляться: 10 из 11 субъектов округа показали улучшение занимаемой позиции. В ТОП-30 вошли Республика Саха (Якутия) – 20 место, Амурская область – 26 место, Камчатский край – 27 место и Сахалинская область – 30 место, в ТОП-40 вошли Республика Бурятия – 32 место и Приморский край – 34 место.

С дру­гой сто­ро­ны, со­хра­ня­ют­ся предубеж­де­ния ин­ве­сто­ров по отно­ше­нию к гео­гра­фи­че­ски уда­лен­ным ре­ги­о­нам, за­ча­стую с пло­хой ло­ги­сти­че­ской се­тью и от­сут­стви­ем сы­рье­вой базы. Тем не ме­нее, инвести­ци­он­ные пер­спек­ти­вы не огра­ни­чи­ва­ют­ся вло­же­ни­я­ми в ТЭК — хотя бы по­то­му, что для это­го секто­ра ха­рак­тер­на вы­со­кая сте­пень монополизации и го­су­дар­ствен­но­го регу­ли­ро­ва­ния. А это на­кла­ды­ва­ет опреде­лен­ные огра­ни­че­ния, осо­бен­но на ино­стран­ных ин­ве­сто­ров.

Уро­вень ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти по­то­му име­ет осо­бое политическое из­ме­ре­ние, что не увя­зы­ва­ет по­зи­ции ре­ги­о­нов в рей­тин­гах с на­ли­чи­ем раз­ви­то­го ре­сурс­но­го сек­то­ра или даже с фак­ти­че­ски­ми объ­е­ма­ми при­вле­чен­ных ин­ве­сти­ций.

Речь идет пре­иму­ще­ствен­но о спо­соб­но­сти региональ­но­го ру­ко­вод­ства при­ни­мать свое­вре­мен­ные меры, ко­то­рые по­вы­ша­ют до­ступ­ность и эффектив­ность ад­ми­ни­стра­тив­ной си­сте­мы, сни­ма­ют лиш­ние бюрократические ба­рье­ры, фор­ми­руют привлекательную ин­сти­ту­ци­о­наль­ную сре­ду. Поэтому пря­мой зависимости меж­ду пози­ци­я­ми ре­ги­о­нов в «ин­ве­сти­ци­он­ных» рей­тин­гах и фак­ти­че­ским уров­нем со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, за ис­клю­че­ни­ем осо­бых ста­тус­ных ре­ги­о­нов, нет.

Ме­ха­низ­мы со­зда­ния бла­го­при­ят­но­го ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та мож­но услов­но раз­де­лить на меры, на­прав­лен­ные непо­сред­ствен­но на при­вле­че­ние ка­пи­та­ла (на­при­мер, сня­тие ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров и фор­маль­ных ограни­че­ний по опре­де­лен­ным про­це­ду­рам), а та­к­же на кос­вен­ные меры, к ко­то­ром мож­но от­не­сти раз­лич­ные ин­стру­мен­ты под­держ­ки ма­ло­го и среднего биз­не­са, раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры, ло­ги­сти­че­ской сети – то, что созда­ет усло­вия для при­хо­да ин­ве­сто­ра.

Кла­стер­ный под­ход вполне успеш­но при­ме­ня­ет­ся в ре­ги­о­нах, в кото­рых от­сут­ству­ет раз­ви­тый ре­сурс­ный сек­тор. На­при­мер, он востребован в Калуж­ской – 8 место и Яро­слав­ской об­ла­стях – 10 место, обеспе­чи­вая при­ток ин­ве­сти­ций и раз­ви­тие ин­но­ва­ци­он­ных от­рас­лей.

Кла­стер­ный под­ход под­ра­зу­ме­ва­ет со­зда­ние опре­де­лен­ных производственных групп и их вза­и­мо­дей­ствие, что позволя­ет сни­жать рис­ки и по­вы­шать кон­ку­рен­то­спо­соб­ность про­дук­ции за счет объ­еди­не­ния уси­лий и фор­ми­ро­ва­ния но­вых про­из­вод­ствен­ных це­по­чек. Кла­сте­ры обыч­но ор­га­ни­зо­вы­ва­ют­ся по от­рас­лям, а их функ­ци­о­ни­ро­ва­ние со­про­вож­да­ет­ся ме­ра­ми го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки.

Успеш­ная ко­опе­ра­ция в рам­ках кла­сте­ра мо­жет стать ос­но­вой бо­лее эф­фек­тив­но­го меж­от­рас­ле­во­го со­труд­ни­че­ства. На тер­ри­то­рии Ка­луж­ской об­ла­сти, на­при­мер, со­зда­но несколь­ко кла­сте­ров: ав­то­мо­биль­ный, фармацевти­че­ский, ло­ги­сти­че­ский. Фар­ма­цев­ти­че­ский кла­стер на территории Яро­слав­ской об­ла­сти объ­еди­ня­ет более 15 ком­па­ний и образователь­ных учре­жде­ний, что поз­во­ля­ет проводить перспективные исследо­ва­ния.

В Тю­мен­ской об­ла­сти [3] - боль­шое зна­че­ние при­да­ется ме­рам, облег­ча­ю­щим по­ло­же­ние ин­ве­сто­ра и сни­жа­ю­щим рис­ки вхо­да на региональ­ный ры­нок: льгот­ное на­ло­го­об­ло­же­ние, кре­ди­ты и суб­си­дии, помощь и со­дей­ствие вла­стей в во­про­сах по­лу­че­ния зе­мель­ных участ­ков и недви­жи­мо­сти. В ре­ги­оне дей­ству­ют раз­лич­ные про­грам­мы под­держ­ки малого и сред­не­го биз­не­са, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие со­фи­нан­си­ро­ва­ние и возмещение ча­сти про­цент­ной став­ки.

Дополнительны­ми фак­то­ра­ми мож­но счи­тать фе­де­раль­ную поддержку и под­дер­жа­ние внут­ри­э­лит­но­го ба­лан­са в рам­ках ре­ги­о­на. Вы­со­кие по­зи­ции в Рей­тин­ге 2020 за­ни­ма­ют ре­ги­о­ны с прочны­ми по­зи­ци­я­ми ре­ги­о­наль­ной вла­сти (Туль­ская – 3 место, Белгородская об­ла­сти – 7 место).

Рост ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти ре­ги­о­нов с раз­ви­тым сельскохо­зяй­ствен­ным сек­то­ром в по­след­ние годы (уже упомянутые выше Белгородская область и Краснодарский край) мо­жет объ­яс­нять­ся по­треб­но­стя­ми импор­то­за­ме­ще­ния и ограничениями для запад­ных экспортеров про­до­воль­ствия. В этом смыс­ле внеш­няя конъюнкту­ра та­к­же мо­жет слу­жить бла­го­при­ят­ным ин­ве­сти­ци­он­ным фак­то­ром: в этих усло­ви­ях ин­ве­сти­ро­ва­ние становит­ся чуть ли не единствен­ным ме­то­дом вхо­да на ры­нок.

По­пыт­кой ре­шить про­бле­му раз­ви­тия от­да­лен­ных или изо­ли­ро­ван­ных ре­ги­о­нов, а та­к­же мо­но­го­ро­дов с уста­ре­ва­ю­щей про­из­вод­ствен­ной ба­зой стало со­зда­ние тер­ри­то­рий опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия (ОЭЗ, ТОР и ТОСЭР), то есть осо­бых эко­но­ми­че­ских зон, в ко­то­рых дей­ству­ют различные льгот­ные ре­жи­мы для при­вле­че­ния ин­ве­сто­ров. Та­кая по­ли­ти­ка тоже при­но­сит ре­зуль­та­ты, под­твер­жде­ние чему — по­па­да­ние Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти – 23 место и Челябинской области – 25 место - в ТОП-30 Рей­тин­га.

Та­ким об­ра­зом, клю­че­вым фактором инвестиционной привлекательности региона сегодня становится не его из­на­чаль­ная ре­сурс­ная обес­пе­чен­ность, а управ­лен­че­ские на­вы­ки его ру­ко­вод­ства, ко­то­рые поз­во­ля­ют пре­одо­ле­вать есте­ствен­ные огра­ни­че­ния. При этом нема­ло­важ­ное зна­че­ние при­да­ет­ся раз­лич­ным фор­мам про­мыш­лен­ной ко­опе­ра­ции и ме­рам фи­нан­со­вой под­держ­ки биз­не­са, без ко­то­рых сня­тие ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров может оказаться недостаточ­ным.

_____________________________________________________________________________________________________________

[1] На сегодняшний день формируются еще два аналогичных рейтинга:

а) Рей­тинг ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти субъ­ек­тов РФ; разрабатывает­ся На­ци­о­наль­ным рей­тин­го­вым агент­ством (НРА);

б) Ин­ве­сти­ци­он­ный рей­тинг ре­ги­о­нов Рос­сии; раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся РА «Эксперт».

[2] Здесь и далее указаны позиции регионов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ - 2020

[3] Тюменская область воз­гла­вляла Рей­тинг по итогам 2018 года.


Эксперт:  Вялкин Алексей

Источник: https://kapital-rus.ru/articles/article/nacionalnyi_reiting_sostoyaniya_investklimata_v_subektah_rf__2020_instrumen/