Инвестиционный потенциал становится важным политическим ресурсом российских регионов, за который разворачивается серьезная конкуренция. Сегодня оценка эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти включает в себя не только уровень фактических инвестиций, но и усилия по созданию соответствующего климата и достижению высоких позиций в рейтингах инвестиционной привлекательности.
Ведущим из них сегодня является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ[1], очередные результаты которого были представлены Президенту России В.В.Путину 9 июля 2020 года в ходе заседания Наблюдательного совета Агентства стратегического инициатив, в который входит Президент ТПП РФ С.Н.Катырин. ТПП России совместно с региональными торгово-промышленными палатами ежегодно участвует в формировании региональной базы респондентов в рамках подготовки самого Рейтинга.
В начале Рейтинга 2020 находятся столичные регионы (Москва удерживает 1 место[2] второй год подряд, Санкт-Петербург - 4 место, Московская область – 5 место), регионы с развитым ресурсным сектором (Республика Татарстан – 2 место, Республика Башкортостан – 9 место, Тюменская область – 12 место, ХМАО-Югра – 14 место), крупные сельскохозяйственные центры (Краснодарский край – 6 место, Белгородская область – 7 место).
В то же время географически удаленные регионы представлены слабее: за исключением отдельных крупных центров (Новосибирская область – 19 место), регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока традиционно имеют более низкие показатели, что при формировании предыдущих рейтингов отчасти объяснялось недостаточными усилиями руководства по повышению инвестиционной привлекательности.
Однако в новом Рейтинге позиции, к примеру, регионов Дальневосточного федерального округа начали укрепляться: 10 из 11 субъектов округа показали улучшение занимаемой позиции. В ТОП-30 вошли Республика Саха (Якутия) – 20 место, Амурская область – 26 место, Камчатский край – 27 место и Сахалинская область – 30 место, в ТОП-40 вошли Республика Бурятия – 32 место и Приморский край – 34 место.
С другой стороны, сохраняются предубеждения инвесторов по отношению к географически удаленным регионам, зачастую с плохой логистической сетью и отсутствием сырьевой базы. Тем не менее, инвестиционные перспективы не ограничиваются вложениями в ТЭК — хотя бы потому, что для этого сектора характерна высокая степень монополизации и государственного регулирования. А это накладывает определенные ограничения, особенно на иностранных инвесторов.
Уровень инвестиционной привлекательности потому имеет особое политическое измерение, что не увязывает позиции регионов в рейтингах с наличием развитого ресурсного сектора или даже с фактическими объемами привлеченных инвестиций.
Речь идет преимущественно о способности регионального руководства принимать своевременные меры, которые повышают доступность и эффективность административной системы, снимают лишние бюрократические барьеры, формируют привлекательную институциональную среду. Поэтому прямой зависимости между позициями регионов в «инвестиционных» рейтингах и фактическим уровнем социально-экономического развития, за исключением особых статусных регионов, нет.
Механизмы создания благоприятного инвестиционного климата можно условно разделить на меры, направленные непосредственно на привлечение капитала (например, снятие административных барьеров и формальных ограничений по определенным процедурам), а также на косвенные меры, к котором можно отнести различные инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, логистической сети – то, что создает условия для прихода инвестора.
Кластерный подход вполне успешно применяется в регионах, в которых отсутствует развитый ресурсный сектор. Например, он востребован в Калужской – 8 место и Ярославской областях – 10 место, обеспечивая приток инвестиций и развитие инновационных отраслей.
Кластерный подход подразумевает создание определенных производственных групп и их взаимодействие, что позволяет снижать риски и повышать конкурентоспособность продукции за счет объединения усилий и формирования новых производственных цепочек. Кластеры обычно организовываются по отраслям, а их функционирование сопровождается мерами государственной поддержки.
Успешная кооперация в рамках кластера может стать основой более эффективного межотраслевого сотрудничества. На территории Калужской области, например, создано несколько кластеров: автомобильный, фармацевтический, логистический. Фармацевтический кластер на территории Ярославской области объединяет более 15 компаний и образовательных учреждений, что позволяет проводить перспективные исследования.
В Тюменской области [3] - большое значение придается мерам, облегчающим положение инвестора и снижающим риски входа на региональный рынок: льготное налогообложение, кредиты и субсидии, помощь и содействие властей в вопросах получения земельных участков и недвижимости. В регионе действуют различные программы поддержки малого и среднего бизнеса, подразумевающие софинансирование и возмещение части процентной ставки.
Дополнительными факторами можно считать федеральную поддержку и поддержание внутриэлитного баланса в рамках региона. Высокие позиции в Рейтинге 2020 занимают регионы с прочными позициями региональной власти (Тульская – 3 место, Белгородская области – 7 место).
Рост инвестиционной привлекательности регионов с развитым сельскохозяйственным сектором в последние годы (уже упомянутые выше Белгородская область и Краснодарский край) может объясняться потребностями импортозамещения и ограничениями для западных экспортеров продовольствия. В этом смысле внешняя конъюнктура также может служить благоприятным инвестиционным фактором: в этих условиях инвестирование становится чуть ли не единственным методом входа на рынок.
Попыткой решить проблему развития отдаленных или изолированных регионов, а также моногородов с устаревающей производственной базой стало создание территорий опережающего развития (ОЭЗ, ТОР и ТОСЭР), то есть особых экономических зон, в которых действуют различные льготные режимы для привлечения инвесторов. Такая политика тоже приносит результаты, подтверждение чему — попадание Калининградской области – 23 место и Челябинской области – 25 место - в ТОП-30 Рейтинга.
Таким образом, ключевым фактором инвестиционной привлекательности региона сегодня становится не его изначальная ресурсная обеспеченность, а управленческие навыки его руководства, которые позволяют преодолевать естественные ограничения. При этом немаловажное значение придается различным формам промышленной кооперации и мерам финансовой поддержки бизнеса, без которых снятие административных барьеров может оказаться недостаточным.
_____________________________________________________________________________________________________________
[1] На сегодняшний день формируются еще два аналогичных рейтинга:
а) Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ; разрабатывается Национальным рейтинговым агентством (НРА);
б) Инвестиционный рейтинг регионов России; разрабатывается РА «Эксперт».
Эксперт: Вялкин Алексей[2] Здесь и далее указаны позиции регионов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ - 2020
[3] Тюменская область возглавляла Рейтинг по итогам 2018 года.