енной Думой был рассмотрен и принят во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
На пленарном заседании с предложениями от имени ТПП РФ и объединяемых ею деловых кругов выступил Президент ТПП РФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.М.Примаков. 28 июня Государственной Думой был рассмотрен и принят во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (глава 26-2 “Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства” и глава 26-3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”).
На пленарном заседании с предложениями от имени ТПП РФ и объединяемых ею деловых кругов выступил Президент ТПП РФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.М.Примаков. Всего при подготовке законопроекта ко второму чтению поступила 241 поправка, из них свыше сорока было одобрено Государственной Думой. Большинство принятых на пленарном заседании поправок - это поправки Правительства РФ и депутатов-членов подкомитета по налоговому законодательству, которые были предварительно одобрены на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам 25 июня с.г..
Основное содержание одобренных депутатами поправок заключается в том, что для малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения налог с оборота составит 6% (вместо 8%), а налог на чистую прибыль - 15% (вместо 20%). Предприятия могут использовать упрощенную систему если их годовой оборот не будет превышать 15 млн. рублей (ранее было 10 млн.руб.) и при этом численность работников не должна превышать 100 человек, а стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности предприятия (предпринимателя) не должна быть свыше 100 млн.руб. Кроме того, не вправе применять упрощенную систему организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Существенно расширен указанными поправками перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения (пункт 1 статьи 346-16). Также изменен срок (с 3 до 2 лет) по истечении которого налогоплательщик, утративший право применять упрощенную систему налогообложения, вправе вновь вернуться к указанной системе налогообложения.
Что касается единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то к указанным видам деятельности за счет принятых Думой поправок добавлены различные виды бытовых услуг, а также разносная торговля, осуществляемая индивидуальными предпринимателями. Кроме того, указанными поправками расширены права субъектов РФ по корректировке величины базовой доходности (изменена до 0,1 нижняя граница коэффициента К2).
Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход вместо единого социального налога будет уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (14% фонда оплаты труда), которые частично можно будет вычесть из суммы единого налога.
Вместе с тем при рассмотрении Государственной Думой остались не реализованными поправки депутатов О.Г.Дмитриевой, И.Д.Грачева, Е.М.Примакова, Е.К.Лигачева, В.Б.Савостьяновой, И.Ю.Артемьева, М.И.Васильева, О.Н.Смолина и др., которые носили наиболее принципиальный характер и были направлены на:
- обеспечение субъектам малого предпринимательства права выбора схемы налогообложения между упрощенной системой, единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности и общей системой налогообложения;
- решение проблемы начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, возникающей у организаций, приобретающих для дальнейшей реализации товары (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательства;
- установление возможности замены для индивидуальных предпринимателей уплаты единого налога единовременной оплатой стоимости патента на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности;
- увеличение размера валового дохода для получения права использования упрощенной системы налогообложения;
- создание для субъектов малого предпринимательства более гибких условий для перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему или уплату единого налога на вмененный доход и обратно, а также снятие ограничений по выбору объекта налогообложения;
- исключение положений о минимальном размере единого налога на вмененный доход равного 1% от налоговой базы;
- упрощение систем учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и ряд других.
Большинство из указанных поправок ставилось на отдельное голосование, но не набрали необходимого количества голосов. Серьезную дискуссию среди депутатов вызвали поправки по вопросу отмены с 1 января 2002 г. для плательщиков единого налога на вмененный доход обязанности по уплате единого социального налога. Рекомендованные Комитетом по бюджету и налогам к принятию правительственные поправки по данному вопросу не решали в полной мере возникшие с 1 января с.г. проблемы для данной категории плательщиков.
Депутаты несколько раз проводили голосование по данному вопросу, в результате чего была принята компромиссная поправка, внесенная Е.М.Примаковым, О.Г.Дмитриевой, Г.А.Томчиным, И.М.Хакамадой. В результате принятия поправки для указанных налогоплательщиков с 1 января с.г. не только отменяется обязанность по уплате единого социального налога, но и предоставляется возможность в 2002 году уменьшать сумму единого налога за соответствующий налоговый (отчетный) период на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 35 процентов.
Кроме того, уже уплаченные данными налогоплательщиками в 2002 г. суммы ЕСН подлежат зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие внебюджетные фонды из единого налога на вмененный доход.При голосовании за принятие законопроекта в целом с учетом поправок проголосовали 267 депутатов, при этом против законопроекта проголосовали 73, воздержались 2 депутата.
1 июля с.г. указанный законопроект был рассмотрен и принят Государственной Думой в третьем чтении.
Следует отметить, что на встрече Президента Российской Федерации 1 июля 2002 г. в Кремле с лидерами думских фракций и депутатских объединений, состоявшейся по завершении весенней сессии Государственной Думы, глава государства особо подчеркнул, что по-прежнему вызывает нарекания закон о налогообложении малого и среднего бизнеса. Президент призвал депутатов прислушаться к критикам, которые считают, что закон мог бы быть более радикальным. В целом, по его мнению, на пути малого и среднего бизнеса остаются препоны и их так много и они такие большие, что нам есть над чем работать.
ТПП РФ продолжает осуществлять проработку принятого закона, проводить встречи и консультации в связи с предстоящим его рассмотрением на заседании Совета Федерации 10 июля 2002 г.