Фестиваль бизнеса. Как малым с большими подружиться: в рамках Фестиваля прошел деловой завтрак

Главная

Фестиваль бизнеса. Как малым с большими подружиться: в рамках Фестиваля прошел деловой завтрак

Деловой завтрак был посвящен вопросам доступа малых и средних предприятий к закупкам госкорпораций и компаний с госучастием.

Участникам завтрака был показан фильм – опрос предпринимателей на тему закупок. Представители малого и среднего бизнеса отмечали: сложность и большой объем требуемой для участия документации; проблемы демпинга и низкой рентабельности закупок, большое количество электронных площадок, причем на каждой – свои правила доступа и требования; высокие издержки участия в закупках; сложность сертификации и отсутствие экспертизы. В то же время бизнес заинтересован участием в закупках и рассчитывает на взаимодействие с крупными компаниями, тем более, что с рядом крупных компаний сотрудничество у многих малых развивается вполне успешно.

На правах хозяина завтрака – Президент ТПП РФ Сергей Катырин обратился к гостям с предложением прокомментировать ситуацию с доступом малых и средних предприятий к закупкам.

Вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Чабунин отметил, что сегодня уже есть из чего выбирать и компания активно привлекает к исполнению заказов малый и средний бизнес. Но, отметил он, банки иногда крайне неохотно предоставляют гарантии малым фирмам; вероятно, если крупная компания знает своего поставщика хорошо и доверяет ей, можно было бы предусмотреть облегченную процедуру предоставления гарантий. Бывает, что предоставленные услуги оказываются значительно более низкого качества, поэтому лучше иметь дело с уже проверенными партнерами.

Директор по закупкам МТО и управлению качеством госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас сообщил, что «Росатом» разместил у МСП заказы примерно на 72 млрд рублей. Максимально упрощена документация, она практически стала типовой, что облегчает задачу малому бизнесу. Отменен ряд очевидно второстепенных требований. Создан своего рода «электронный магазин», в котором МСП оставляют свою информацию по услугам, товарам и ценам. Таким образом, буквально одним кликом заказчик может выбрать и нужный товар, и подходящую цену.

Заказчик несет ответственность за поставщика, напомнил начальник управления организации конкурсных торгов АО «Зарубежнефть» Борис Воронцов, и если поставщик оказывается фирмой-однодневкой, например, то компании приходится за это расплачиваться. Поэтому так важно работать с фирмами, в которых уверен. У АО «Зарубежнефть» есть программа партнерства, в ней – 35 участников. Компания имеет всего две электронные площадки, причем с одинаковыми требованиями, и участие в торгах бесплатное, деньги берутся только в случае, если участник выиграл.

Председатель Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Ольга Пелехатая считает, что надо разделять бизнес в соответствии с его возможностями: например, документация, которая вполне по силам среднему бизнесу, может быть слишком сложной для малого и совершенно неподъемной для микробизнеса. Этот момент надо учитывать в работе с поставщиками, возможно, следует разделить их на категории и к каждому предъявлять свои требования. Нужен также четкий механизм, который бы гарантировал качество исполнения, гарантировал, что компания получит именно то, что она заказывала.

Если раньше крупные компании обращались к малым в основном за услугами, то теперь наблюдается быстрое увеличение заказов именно товаров, сообщил генеральный директор «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» Александр Браверман. Но ключевой проблемой он считает проблему повышения инновационной составляющей в поставках товаров малым и средним бизнесом. Он напомнил, что при участии и поддержке ТПП РФ корпорации удалось поднять долю МСП в закупках государственных корпораций и компаний с госучастием до 1,5 трлн рублей в 2016 году, тогда как полутора годами ранее показатель был равен 64,7 млрд рублей. По сути, в стране создан новый очень емкий рынок, заявил Александр Браверман, добавив, что очень важный шаг – создание реестра малых и средних предприятий. Нынешний показатель – 5,4 млн субъектов МСП – основан на опросе Росстата, который проводится раз в пять лет. Бизнес же изменчив: одни приходят, другие уходят, меняют сферу деятельности и т.д. Что касается электронных площадок, то, по мнению руководителя корпорации, из нынешних 200 площадок должны остаться пять или вообще одна. Плата за нее должна быть умеренной, она не должна становиться барьером.

Далее вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова представила проект ТПП РФ «Реестр надежных партнеров». Суть его в следующем. Система ТПП РФ – это 180 палат во всех регионах страны. Иными словами, имеется возможность заранее проверить и оценить любую компанию, желающую участвовать в закупках, и предоставить ей универсальный сертификат, который признавался бы и в «РЖД», и в «Росатоме», и в других компаниях.

В дискуссии принял участие и директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Российские сети» Юрий Зафесов, заместитель генерального директора АО «Объединенная зерновая компания» Алексей Ивашкин, директор Департамента методологии и организации закупок АО «ОСК» Василий Жидков, директор Департамента конкурентной политики ГК «Российские автомобильные дороги» Александр Соколов, вице-президент – руководитель Дирекции GR Сбербанка России Андрей Шаров.

В заключение делового завтрака был проведен блиц-опрос на тему: нужно ли изменять  законодательство в области госзакаупок. Высказавшихся за изменения оказалось ровно в два раза больше тех, кто считает: законодательство не следует изменять. Однако почти все при этом подчеркнули, что постепенные точечные изменения и тем более изменения в подзаконных актах все-таки нужны.

Пресс-служба ТПП РФ, А, Бондарь

Фотогалерея