11 ноября 2020 года в Центре международной торговли состоялось пленарное заседание Форума по борьбе с нелегальной торговлей в рамках «Недели ритейла» на тему: «Борьба с нелегальной торговлей как важный фактор поддержки и развития легального бизнеса в условиях новой экономической реальности», организованного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
С приветственным словом к участникам и гостям заседания обратился министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Модератором пленарного заседания выступил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ - член ТПП РФ), член Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Сергей Беляков.
В ходе мероприятия обсуждались вопросы:
- борьба с незаконным оборотом – ключевая задача государства в условиях новой экономической реальности;
- выживший: легальный бизнес в условиях пандемии;
- новый КоАП: ожидания легального бизнеса и риски;
- Цифровая маркировка как цифровой двойник экономики отрасли.
По поручению Президента ТПП РФ Сергея Катырина в пленарном заседании Форума принял участие вице-президент Палаты Дмитрий Курочкин, который в своем выступлении отметил, что оборот контрафактной и фальсифицированной продукции сдерживает развитие экономики и сильно вредит не только потребителям, государству, но и добросовестному бизнесу. Торгово-промышленная палата России на протяжении многих лет активно участвует в обсуждении вопросов защиты рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции, и ее оборота, и, безусловно, поддерживает меры по очищению рынка. В настоящее время, объединяемое ТПП РФ предпринимательское сообщество активно обсуждает и совместно с Минпромторгом России и Центром развития перспективных технологий пытается решить проблемы, связанные с внедрением системы маркировки и прослеживаемости товаров.
Вице-президент ТПП РФ озвучил позицию предпринимательского сообщества, объединяемого Торгово-промышленной палатой России, подготовленную по итогам состоявшихся на площадке Палаты мероприятий по тематике внедрения системы маркировки и прослеживаемости товаров в различных сегментах потребительского рынка:
✸ Разработать критерии определения целесообразности внедрения цифровой маркировки в новых группах товаров по результатам экспериментов, исходя из уровня готовности бизнеса и системы оператора, а также объемов затрат участников рынка. В ходе экспериментов отрабатывать синхронность работы во всех звеньях товаропроводящей сети, особенно для малого предпринимательства.
✸ Детально проработать необходимость для специфических групп товаров дополнительных критериев: качественных, количественных, наличия товаров низкой стоимости, малых размеров и т.п.
✸ Разработать дифференцированный подход к определению стоимости кодов маркировки в случае социально значимой продукции.
✸ Предусмотреть возможность оказания мер финансовой поддержки как отдельным категориям участников внедрения цифровой маркировки, так и оператору с целью повышение уровня работы его системы поддержки (организационное, технологическое, коммерческое).
✸ Ввести соразмерность ответственности для участников товаропроводящей цепи при незначительных нарушениях, особенно на начальных этапах внедрения цифровой маркировки.
✸ Предусмотреть ответственность Оператора за сбои в работе системы, приводящие к убыткам участников оборота товаров.
✸ Гармонизировать все существующие системы прослеживаемости товаров (ЕГАИС, «Меркурий», ГИС МТ) и готовящуюся к запуску с 1 января 2021 года в России национальную систему прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, по принципу «одного окна» для всех участников рынка.
✸ Разработать принципы синхронизации и единства концепции системы прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза.
Дмитрий Курочкин подробно остановился на вопросах, связанных с ведением предпринимательской деятельности в сфере интернет-торговли с использованием социальных сетей, где, по мнению экспертов ТПП России, наиболее высока доля «черного» и «серого» рынка. Именно поэтому ТПП России совместно с участниками рынка, общественными объединениями предпринимателей считает необходимым разработать проект федерального закона «Об электронной коммерции». На время разработки и рассмотрения законопроекта целесообразно утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации «Правила электронной коммерции и торговли».
В заключение Дмитрий Курочкин призвал активнее использовать площадку системы ТПП РФ для борьбы с незаконной торговлей, а также для проработки предложений по вопросам внедрения в отраслях российской экономики маркировки.
На пленарном заседании также выступили: первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрной политике Сергей Митин, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, руководитель Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент НП «ОПОРА России» Владлен Максимов, директор по защите оборота легальной продукции ООО «Оператор-ЦРПТ» Максим Курганский, директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии Наталья Ляхова, председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
Подводя итоги пленарного заседания, его модератор – председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков отметил, что по итогам Форума будут подготовлены рекомендации и предложения предпринимательского сообщества для органов государственной власти.
Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Прудников