30 марта 2020 года состоялся совместный «круглый стол» Комитета по развитию рынка недвижимости МРО «Деловой России» и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему «Проблемы совершенствования кадастровой оценки имущества в современных условиях и пути их разрешения, с учётом изменений законодательства (отмена категорий, изменений в землеустройстве)». В связи со сложившейся ситуацией «круглый стол» был проведен в он-лайн режиме.
В Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки», подготовленный Минэкономразвития России.
Его принятие будет иметь широкий общественный резонанс, поскольку ряд положений может привести к нарушению баланса интересов налогоплательщиков и органов власти, создает угрозу функционирования института ГКО в целом.
Модератором заседания выступила член Генерального совета, председатель Комитета по развитию рынка недвижимости МРО «Деловая Россия», руководитель подкомитета по недвижимости, технологическому и ценовому аудиту Комитета «Деловой России» по земельно-имущественным отношениям и девелопменту Анна Лупашко.
С приветственным словом к подключившимся обратился председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Александр Каньшин. Он подчеркнул, что вопросы, связанные с имущественными налогами всегда были и остаются самими актуальными. Комитетом в декабре 2018 года были подведены первые итоги государственной кадастровой оценки (ГКО) в соответствии с новыми методическими указаниями Минэкономразвития России. Эпоха государственных бюджетных учреждений (ГБУ) наступила и, с приходом на рынок кадастровой оценки таких учреждений, значительно снизилось количество случаев оспаривания ГКО. Стоит отметить, что ГБУ – это бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Заместитель директора ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» Егор Кизякин подробно рассказал собравшимся о работе Центра. «Основная наша задача – определить кадастровую стоимость объекта и разъяснить правообладателю как именно была рассчитана кадастровая стоимость», - обозначил он. Также Центр рассматривает обращения об ошибках при расчете кадастровой стоимости (КС), изменения КС при изменении характеристик объекта в ЕГРН.
Конечно, существуют и проблемы: законом запрещено пересчитывать неактуальную КС, отсутствует механизм информирования правообладателя об изменении КС между турами КС, а также вопрос включения НДС в КС (на основании приказа Минэкономразвития России от 09.09.2019 г. № 548 «О внесении изменений в методические указания о государственной кадастровой оценке», утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226).
Изменения, вносимые в законодательство, об оценке далеко не все положительные. Например, сокращение сроков рассмотрения обращений об ошибках: вместо существующего механизма 30+30 дней, законопроектом закладывается всего 10 дней. Этот срок не реален, считают специалисты, так как часто необходимо направлять запрос в муниципальные образования, для уточнения характеристик объекта на месте. Да и аккумуляция у одного учреждения полномочий и по установлению КС и по оспариванию её же – вызывает негативную реакцию экспертного сообщества.
Партнер ООО «РОСОЦЕНКА», член Комитета «Деловой России» Сергей Тишаков подчеркнул, ГБУ помогает плательщикам земельного налога делать это правильно.
Президент Союза финансово-экономических судебных экспертов, вице-президент Ассоциации «Объединение СРО оценщиков», председатель Комитета по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости НО СРОО Кирилл Кулаков высказался с точки зрения представителя экспертного сообщества. Он предложил сохранить имеющийся механизм оспаривания КС (в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ), не подменять процесс оспаривания – не отдавать его в ГБУ. «Можно критиковать механизм работы комиссий по оспариванию, но они реально работают быстро и менее затратно для налогоплательщиков, - обозначил он, - возможно, стоит рассмотреть вопрос о создании комиссий в каждом субъекте РФ». Также экспертное сообщество обращает внимание на следующие недочеты: имеет место многократное изменение даты определения КС, что влияет на возможность своевременной подачи заявления об установлении КС, общее отрицательное отношение к включению НДС в КС («налог на налог»).
Заместитель председателя Комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, общественный омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере кадастров, земельных отношений и имущественных прав при Уполномоченном по защите прав предпринимателей Марина Карпова, поддержала общую позицию собравшихся об отрицательном отношении к передаче функций оспаривания КС в ГБУ. «Я считаю, что любое концептуальное изменение законодательства сейчас вредно», - заявила она.
По результатам «круглого стола» будет подготовлена резолюция и направлена в Государственную Думу ФС РФ, а также в Минэкономразвития России.
Запись «круглого стола»: https://us04web.zoom.us/rec/share/x9dadrzS21FLRaPGxVHSeIV6EbW1eaa80CIb8qALmErcGE4_m1jjhvynXRGuvS1t
Департамент по работе с объединениями предпринимателей, И.Савенкова