Как не поднимать тарифы и быть эффективным? Ответ на этот вопрос искали участники Форума, который состоялся на площадке Ростовского Государственного Экономического Университета (РИНХ) 20 декабря. Форум целиком посвящен вопросам инвестиционных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В 2017 году водоканалы будут учиться жить по новым правилам. Во-первых, их станет меньше, они будут укрупняться, рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Андрей Майер. Во-вторых, сократятся бюджетные ассигнования в сферу водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. В-третьих, тарифы на услуги больше не будут включать затраты на реконструкцию сетей. При этом Ростовская область ставит задачу сократить аварийность в этом секторе на 30%.
Сегодня износ водопроводных сетей доходит до 80%. До 50% в себестоимости тарифа на воду составляют затраты на электроэнергию. Произвести модернизацию только за бюджетные средства невозможно. Поэтому нужно привлекать средства инвесторов. На извечно русский вопрос «что делать» ответил вице-президент Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области» Сергей Шнейдер, который курирует в ТПП инвестиционный блок. Он рассказал об идеологии нового законодательства, которое базируется на трех китах. Прежде всего, государство намерено сокращать бюджетное финансирование, затем – повысить эффективность использования ресурсов и наконец, увеличить объем и качество услуг. При этом все это необходимо реализовать с учетом того, что развитие и модернизация сетей муниципальной коммунальной инфраструктуры за счет потребителей энергоресурсов, т.е. включения этих затрат в основной тариф больше не будет. Отныне эти расходы будут осуществляться за счет частных вложений через концессионные проекты и тарифов на подключение к энергоресурсам.
«Впервые в истории России был принят федеральный закон, который регулирует сферу коммунальной инфраструктуры», рассказывает Сергей Шнейдер. По его мнению, тариф на подключение к энергоресурсам – может стать эффективным инструментом в зарабатывании денег. Однако для этого необходимо разработать инвестиционную программу, которую утвердит региональная служба по тарифам.
На сегодня только 3% водоканалов имеют такие программы. Причем большинство из них разрабатывались при поддержке ТПП Ростовской области. О своем опыте взаимодействия с муниципалитетами рассказал вице-президент областной ТПП Сергей Шнейдер, который убежден, что начинать надо с энергоаудита и корректировки схемы водоснабжения и водоотведения. Как показывает опыт, схемы в большинстве муниципальных образований нуждаются в уточнении и корректировке. Однако муниципалитеты не закладывают в бюджете средства на эти цели, пытаясь переложить свою ответственность на водоканалы. Это, по мнению эксперта ТПП, не только не правильное решение, но и противоречащее законодательству РФ. Сергей Шнейдер убежден, что именно правовой нигилизм становится камнем преткновения на пути реформирования сферы ЖКХ. Отсутствие опыта межведомственного взаимодействия внутри муниципалитетов и низкий уровень координации усилий, существенно замедляет работу над инвестиционными программами. Однако и сами водоканалы часто не понимают потенциала нового инвестиционного законодательства. Вместе с тем, плата за подключение – может стать основным источником модернизации и развития.
О том, как это работает на практике, рассказал генеральный директор АО «Евразийский» управляющей организации АО «Ростовводоканал» Олег Петухов. Также в работе форума приняли участие: заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области, генеральный директор НП «Центр энергосбережения и инновационных технологий» Анатолий Ковальчук, начальник управления тарифного регулирования коммунального комплекса, транспорта, производственной сферы Елена Воронцова.
Ирина Фомина
Пресс-служба Союза «ТПП Ростовской области»