В Алтайской торгово-промышленной палате 15 августа состоялся круглый стол, посвященный проблемам весового контроля при перевозке сыпучих грузов.
Вопросы весового контроля при перевозке сыпучих (делимых) грузов остаются актуальными для грузоотправителей и грузоперевозчиков уже длительное время.
Согласно ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ за превышение допустимой массы транспортного средства (ТС) и (или) допустимой нагрузки на ось ТС, либо допустимых габаритов ТС, либо габаритов в специальном разрешении, несут ответственность юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществившие погрузку в ТС.
Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 80 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц - от 250 000 до 400 000 рублей.
В соответствии с российским законодательством перевозчик, осуществляющий погрузку в транспортное средство, должен разместить и закрепить груз таким образом, чтобы избежать превышения допустимой массы и нагрузки на ось.
Данная норма закона оказывает существенное влияние как на производителей инертных материалов (песок, щебень, гравий), так и на сельхозпроизводителей, отгружающих зерно.
Накануне по инициативе директора ООО «Бийский гравийно-песчаный карьер» Эдуарда Колерта в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова под руководством Ивана Харламова, к.т.н., профессора, декана СТФ, была проведена научно-исследовательская работа по расчету изменения осевых нагрузок большегрузных транспортных средств при перевозке сыпучих (делимых) грузов в момент разгона, торможения, спуска и подъема. Целью работы явилось изучение процессов перемещения сыпучего груза в кузове транспортного средства за счет воздействия на него кинетических нагрузок.
О результатах исследования сообщил заместитель декана СТФ АлтГТУ, доцент Евгений Кирколуп, акцентировав внимание участников мероприятия, что именно в момент торможения автотранспорта происходит значительное перемещение сыпучего груза в кузове, которое влечет за собой изменение осевых нагрузок - вплоть до превышения их максимально допустимых значений.
В то же время, грузоперевозчик, осуществляя добросовестный контроль общей массы автомобиля и осевых нагрузок в месте погрузки, не имеет возможности сохранить статическое состояние груза до пункта весового контроля.
В обсуждении темы принял участие заместитель министра строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Алтайского края Дмитрий Коровин, представив информацию о состоянии дорожной сети в регионе и важности проведения весового контроля для обеспечения ее сохранности.
– На сегодняшний день одну из задач, которую ставит перед собой наше министерство – это развитие системы весового контроля. До 2021 года на федеральных трассах планируется установить 400 автоматических весов – отметил заместитель министра.
Кроме того он продемонстрировал участникам круглого стола случаи несанкционированных перевозок грузов в части нормативов массы и представил результаты нарушений по итогам весового контроля на дорогах края. По данным министерства большое количество нарушений приходится на грузовые прицепы, перевозящие продукты питания, строительные материалы и товары народного потребления.
Тему актуальных изменений законодательства РФ в сфере перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов продолжил заместитель начальника - начальник службы весового контроля Алтайского края Игорь Гулеватый.
– С 2015 года на территории РФ произошло значительное ужесточение законов о грузоперевозках. В настоящее время в соответствии с изменениями законодательства перевозчик является нарушителем с того момента, когда он превысил 2% от норматива осевой нагрузки или общей массы. Ранее этот показатель был 5%. Несмотря на правовые изменения, вопрос перевозки сыпучих грузов в 2015 году так остро не стоял, поскольку перевозчикам выдавали специальные разрешения на их транспортировку. Но в 2016 году пропуска были отменены.
В дискуссии приняли участие член правления Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков директор ООО «Транспортная Компания «АЛТАЙ» Юрий Бетеньков и региональный представитель Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков в Алтайском крае Алексей Паженцев, затронув проблему определения ответственности грузоперевозчиков по результатам прохождения весового контроля при организации автомобильных грузоперевозок сыпучих грузов.
– Перевозчики все чаще затрагивают проблему необъективных штрафов за перегруз транспортных средств. Выписанные штрафы лишают предпринимателей большей части доходов, а в некоторых случаях из-за их величины ставят под сомнение существование их бизнеса. Поэтому наша Ассоциация выступает за разделение ответственности: если произошел перегруз общей массы, то ответственность должен нести грузоотправитель, если по осям – водитель, но в разумных пределах, поскольку этот фактор зависит скорее от природно-климатических условий, на которые мы не всегда можем повлиять.
Владимир Устинов, директор ООО «Фермерское хозяйство Устинова В.И.» и Евгений Давыдов, генеральный директор ОАО «Птицефабрика «Молодежная» приняли активное участие в диалоге с коллегами и представителями органов власти, заострив внимание на проблему прохождения весового контроля при перевозке сельхозпродукции.
По итогам круглого стола было вынесено предложение о проведении совместно с экспертами Алтайской торгово-промышленной палаты натурного эксперимента по измерению осевых нагрузок большегрузных транспортных средств при перевозке сыпучих грузов в момент разгона, торможения, спуска и подъема на примере щебня фракции 5/20 и зерна. Со стороны представителей КГКУ «Алтайавтодор» было получено согласие оказать содействие в проведении экспериментальных исследований, предоставив техническую возможность осевого взвешивания до и после эксперимента.
Алина Гуркина,
специалист по связям с общественностью
Алтайской ТПП