5 декабря 2017 года в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате прошел ежегодный семинар, посвященный изменениям в экологическом законодательстве и требованиям органов государственной власти к природоохранной деятельности предприятий Санкт-Петербурга. Модератором мероприятия, традиционно организуемый Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (далее – Комитет) и Комитетом по природопользованию и экологии СПб ТПП, выступил директор Ассоциации экологического партнерства (АсЭП) Борис Крылов.
Семинар собрал на своей площадке около 200 участников, которых от лица Администрации города поприветствовал заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Серебрицкий, отметивший, что с актуальной информацией о состоянии окружающей среды в городе можно постоянно знакомиться на экологическом портале Санкт-Петербурга (infoeco.ru). Также он пригласил представителей предприятий принять участие в работе международных форумов «Экология большого города» и «День Балтийского моря», которые будут организованы 21–23 марта 2018 г. в конгрессно–выставочном центре «Экспофорум». Комитетом уже сформирована насыщенная программа деловых мероприятий и встреч, что позволит осветить широкий круг актуальных экологических проблем и ознакомиться с возможностями внедрения современных природоохранных технологий на производствах.
В работе семинара принял участие ряд сотрудников указанного Комитета. Начальник сектора экологического надзора на территории промышленных районов, государственный инспектор Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Никита Бондаренко выступил с докладом на тему: «Государственный экологический надзор предприятий Санкт-Петербурга, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», сообщив, что с 1 января 2018 г. при проведении плановых проверок будет использоваться риск-ориентированный подход.
Начальник отдела водных ресурсов Комитета Михаил Страхов в ходе выступления уделил внимание оформлению разрешительной документации на водопользование. В частности, им было отмечено, что, в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, вступившими в силу с 01.01.2017, не допускается откачивание, слив хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод на территорию общего пользования, а также их сброс в системы отвода поверхностных и дренажных вод.
Актуальные вопросы нормирования в области обращения с отходами для предприятий, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осветила начальник сектора разрешительной документации отдела экологического нормирования Комитета Ольга Савватеева. «С 1 апреля текущего года вступило в силу Распоряжение Комитета от 14.03.2017 № 64-р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному экологическому надзору», - отметила Ольга Савватеева.
Начальник сектора учета объектов негативного воздействия Комитета Екатерина Пономарева рассказала о порядке предоставления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. По словам спикера, отчет представляется в Комитет до 1 марта (включительно) года, следующего за отчетным периодом.
На основные нарушения природоохранного законодательства, допускаемые предприятиями Санкт-Петербурга и меры, принимаемые в отношении нарушителей, указал помощник Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга Алексей Борискин. «Наиболее острыми являются вопросы соблюдения природоохранного законодательства по направлениям водного законодательства, об охране атмосферного воздуха, а также об отходах производства и потребления. Вместе с тем, нарушения выявляются также в сфере соблюдения законодательства о животном мире, о зеленых насаждениях и недропользовании», - подчеркнул помощник прокурора.
Заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу Оксана Авдиенко остановилась на вопросах нормирования в области обращения с отходами для предприятий, подлежащих федеральному экологическому надзору. «Экологический сбор и отчетность предоставляется территориальному органу Росприроднадзора только производителями. В случае, если вы являетесь импортерами или входите в ассоциацию, отчетность предоставляется непосредственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, и при оплате экологического сбора указываются их реквизиты», - сообщила Оксана Авдиенко.
Советник руководителя Невско-Ладожского Бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Галина Жукова проинформировала об изменениях законодательства в части использования поверхностных водных ресурсов и требованиях при приеме государственной статистической отчетности по использованию воды (2ТП-ВОДХОЗ) за 2016 год.
Заместитель начальника Департамента технологического развития и охраны окружающей среды ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ирина Алексеева рассказала об изменениях в законодательстве, регулирующем прием сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения (далее –ЦСВ).
В частности, она обратила внимание на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» абоненты, допустившие неоднократное (2 и более раза в течение года) нарушение требований к составу и свойствам сточных вод или неоднократное грубое превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, обязаны до 1 января 2019 года утвердить План по достижению требований ЦСВ и согласовать его с организацией, осуществляющей водоотведение. При отсутствии Плана или нарушении абонентами сроков выполнения мероприятий с 1 января 2019 г. к плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ) будет применяться коэффициент 2. На период реализации Плана из суммы платы Абонента за негативное воздействие на работу ЦСВ могут вычитаться фактически произведенные и документально подтвержденные абонентом затраты на реализацию мероприятий Плана (не более 50 % от размера начисленной платы). Однако в Санкт-Петербурге ни один абонент в 2017 году не заключил с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» дополнительное соглашение на уменьшение платы.
Также участники заслушали информационные сообщения по вопросам природоохранной деятельности предприятий, применения современных технологий и услуг. Участники семинара задали большое количество интересующих вопросов и высказали пожелания к природоохранным органам государственной власти по улучшению порядка работы с предприятиями.
Пресс-служба СПб ТПП