10 апреля в Рязани состоялся «круглый стол» о проблемах взаимодействия региональных торговых сетей, производителей и федерального ритейла. Его организаторами выступили Центр социального проектирования «Платформа», Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО).
В заседании «круглого стола» приняли участие представители власти, общественных организаций, федеральных торговых сетей, местных производителей и продавцов. В числе участников был председатель совета Рязанской торгово-промышленной палаты Алексей Яшкин.
На заседании были представлены результаты социологического исследования, проведенного Центром социального проектирования «Платформа» в 2018 году, включающего опрос жителей города Рязани (1000 респондентов) а также федеральных и региональных экспертов, представителей органов государственной власти, производителей, поставщиков, розничной торговли. Задачей исследования было выявить основные проблемы взаимоотношений между участниками торговой сферы в регионе и выработать меры гармонизации их совместной работы. Организаторы сообщили, что представят объединённые результаты исследования и публичной дискуссии профильным государственным структурам РФ.
Один из вопросов исследования касался отношения жителей города к программе социальной поддержки населения «Забота», которая успешно реализуется в регионе Рязанской торгово-промышленной палатой в регионе с октября 2012 года. Опрос выявил, что информированность рязанцев о программе «Забота» составляет 87%, столько же жителей города положительно оценивают работу программы.
Представляя результаты исследования, генеральный директор ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов отметил, что Рязань стала вторым городом после Тюмени, где проводился подобный опрос населения, и результаты в этих двух городах почти идентичны. Эти свидетельствует о том, что процессы взаимоотношений в сфере торговли одинаковы в разных, даже далеких друг от друга регионах.
Насыщенность торговыми точками в нашем городе довольно плотная. Рязань занимает 7 место в стране по объему торговых площадей на 1000 человек. По результатам опроса федеральные торговые сети, хотя и являются серьезным конкурентом для местного бизнеса, но положительно воспринимаются населением (69% рязанцев положительно оценивают развитие ритейлеров). Главными выгодными факторами являются разнообразный ассортимент, рассчитанный на покупателей с разными доходами, возможность познакомиться с новыми товарами, невысокие цены, комфорт и сервис. По мнению экспертов, конкуренция с федеральными сетями дисциплинирует местные сети. Преимущества магазинов шаговой доступности – знание своего покупателя, ориентированность на его запросы.
Председатель совета Рязанской ТПП Алексей Яшкин высказал одну из наиболее острых проблем в торговой сфере: трудности долевого регулирования. Нередко в населенных пунктах доля присутствия федеральных сетей превышает определенные законодательством 25%. Появление даже одного крупного магазина ритейлеров меняет весь баланс местной торговли. Часто местные магазины на селе не выдерживают конкуренции и закрываются.
Участники дискуссии предложили: надо вносить изменения в законодательство, разделить зоны ответственности, чтобы города оставались за крупными ритейлерами, а малые территории за малоформатной торговлей, при расчете доли присутствия не учитывать торговлю местной продукцией, что будет мотивировать крупные сети к ее реализации.
На заседании также отмечалось, что развитие цивилизованных взаимоотношений между участниками рынка должны обеспечивать власти, которые заинтересованы в поддержке местных производителей и брендов.
Рязанская ТПП