В ТПП НО состоялась конференция «Потребительский рынок - 2018. На что готовы тратить деньги россияне»

Новости

В ТПП НО состоялась конференция «Потребительский рынок - 2018. На что готовы тратить деньги россияне»

В Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялась конференция «Потребительский рынок - 2018. На что готовы тратить деньги россияне», в рамках которой были представлены основные выводы ежегодного доклада Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

Участие в мероприятии приняли представители органов государственной власти, владельцы и руководители компаний малого и среднего бизнеса: сферы розничной и оптовой торговли, услуги для населения, финансовые организации и др. Благодаря выступлениям председателя Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генерального директора Московской международной бизнес ассоциации Александра Борисова, заместителя министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Альбины Разиной, директора департамента экономического развития, предпринимательства и закупок администрации Нижнего Новгорода Ирины Егоровой собравшиеся получили возможность ознакомиться с состоянием потребительского рынка на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

В своем выступлении Альбина Разина отметила, что оборот розничной торговли является основным показателем, характеризующим сферу торговли и услуг. По данным регионального минпрома, этот показатель составил 696 909,3 млн. рублей при темпе роста в сопоставимых ценах 103% к соответствующему периоду прошлого года. «По итогам 2017 года Нижегородская область среди регионов в ПФО заняла 3 место и по обороту розничной торговли и по индексу физического объема оборота розничной торговли, среди регионов РФ – 9 и 14 места соответственно» – подчеркнула Альбина Разина. Также она констатировала, что, несмотря на снижение розничной торговли и вытеснение местных сетей федеральными, в Нижегородской области наметилась тенденция формирования региональных узкоспециализированных сетей (например: фирменные магазины мясокомбинатов). Кроме того, поддержка на региональном уровне оказывается, в частности по линии, программы «Покупайте Нижегородское», особое внимании уделяется развитию народно-художественных промыслов. «Торговля и потребительский рынок  – это основа экономики», – заключила Альбина Разина.

Говоря о потребительском рынке Нижнего Новгорода, Ирина Егорова выделила три основные составляющие: розничная торговля, общественное питание и бытовые услуги. В городе коэффициент обеспеченности жителей объектами стационарной торговли составляет 184%, а общественного питания – 139%. В тоже время сфера бытового обслуживания нуждается в развитии и дополнительной поддержке, здесь данный показатель составляет только 64%. «Вместе с тем, на 1 тысячу жителей сфера бытовых услуг дает 6 рабочих мест», – подчеркнула Ирина Егорова. В качестве основных направлений работы городской администрации она отметила создание инфраструктуры для предпринимателей, условий для конкуренции и прозрачность условий деятельности.

Именно поэтому важной частью деятельности муниципальных властей остается разработка соответствующего нормативно-правового регулирования, в том числе, в области регламентации размещения нестационарных торговых объектов в зданиях и сооружениях, мобильной торговли (фуд-траки), выставочно-ярмарочной деятельности на территории города.

Напомним, что со своей стороны Торгово-промышленная палата Нижегородской области активно взаимодействует с администрацией Нижнего Новгорода и городской Думой по таким вопросам как создание в городе оборудованных мест торговли единого образца, а также борьба с незаконной торговлей. По мнению генерального директора ТПП НО Дмитрия Краснова «создание четких и ясных правил для малого бизнеса – это серьезный удар по незаконному предпринимательству».

Особый интерес участников конференции вызвало выступление Александра Борисова, который представил основные выводы ежегодного доклада Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. В качестве одной из основных проблем торговой отрасли в условиях современного кризиса он выделил снижение реальных доходов населения и, как следствие, падение его покупательной способности. В свою очередь именно покупательная способность является одним из двигателей роста экономики страны. Таким образом, падение спроса индивидуальных потребителей повлекло замедления выхода страны из кризиса.

Вместе с тем, Александр Борисов особенно отметил, что рынок в России ещё находится в стадии формирования и сфера торговли, наряду со связью, является одной из немногих, отстроенных после распада СССР «с нуля». Именно поэтому, оборот розничной торговли России сейчас составляет менее 1% от мирового. Вместе с тем, в отличие от многих бывших стран социалистического блока, России удалось сформировать собственные национальные торговые сети. Так, «доля иностранных сетей на продовольственном рынке составляет 5%», подчеркнул он.

Говоря о важных событиях 2017 года Александр Борисов обратил внимание на следующие:

  • уровень инфляции 2,5%;

  • изменения в структуре демографии и уход с рынка труда 1 млн. человек;

  • снижение доли импорта до 30%, а в продовольственной сфере до 25%;

  • рост несырьевого экспорта до 19%.

Также в своем выступлении он рассказал о существующих проблемах, мешающих выходу из кризиса, в первую очередь, отметив ведомственную разобщенность, из-за которой согласование ряда важных для потребительского рынка законопроектов (о нестационарной и мобильной торговле, о рынках и ярмарках) затянулось на три года, а согласованный всеми (кроме Минфина) проект адресной продовольственной помощи так и не стал реальностью. Если бы все они были реализованы на начальной стадии кризиса, последствия его были бы не столь острыми.

Завершая доклад, Александр Борисов рассказал о необходимости дальнейшей консолидации потребительского рынка через межотраслевое саморегулирование, также а подчеркнул, что «ограничение торговой наценки – антирыночная мера, и единственное решение – конкуренция» и призвал всех участников активнее работать.

Справка:

Партнером конференции выступил ПАО «БАНК УРАЛСИБ» - входит в число ведущих российских универсальных банков. Интегрированная региональная сеть банка представлена в 7 федеральных округах и 46 регионах. УРАЛСИБ занял 9 место в рейтинге самых прибыльных российских банков по итогам февраля, согласно данным финансового рейтинга портала Банки.ру.

Пресс-служба ТПП Нижегородской области

Фотогалерея