19 декабря 2018 года состоялось заседание общественного Комитета по рекламе при Торгово-промышленной палате Нижегородской области («Рекламный совет Нижегородской области»).
Темами встречи стали итоги работы Комитета в 2018 году, планы на будущий год, а также реализация проекта по внедрению принципов саморегулирования рекламной отрасли в ПФО.
Говоря о результатах работы в 2018 году, председатель Комитета Сергей Стешов проинформировал об отмене решения городской Думы Нижнего Новгорода от 20.09.2017г. об изменении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе от 19.09.2012 № 119.
Он напомнил, что пункт 1.1 изменений исключал возможность установки рекламных конструкций на частных территориях, находящихся внутри «красных линий» (прим.: линий, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. подобные сооружения. Красные линии отделяют общественные (публичные) территории от земельных участков, застраиваемых частными лицами). Сергей Стешов подчеркнул, что в настоящее время на таких территориях размещается значительное число рекламных конструкций.
В связи с претензиями предпринимателей к муниципальному правовому акту ТПП Нижегородской области и Уполномоченный по защите прав предпринимателей Павел Солодкий инициировали проведение круглого стола по данной теме с участием УФАС по Нижегородской области.
Предприниматели подчеркивали, что данная поправка затрагивает интересы бизнеса в сфере рекламы, а также интересы частных собственников земельных участков на территории Нижнего Новгорода.
На встрече прошедшей в ТПП НО 5 декабря 2017 года представители антимонопольного органа отметили, что принятые городской Думой изменения нарушают федеральный закон «О защите конкуренции», так как частный собственник, в отличие от владельцев муниципальной или госсобственности, не сможет размещать на своем участке рекламные конструкции. Это ограничивает конкуренцию и дает необоснованное преимущество государственному собственнику перед частным собственником, который лишается возможности использовать свой участок путем размещения на нем рекламных конструкций. Федеральное законодательство запрещает необоснованное препятствие деятельности хозяйствующих субъектов. УФАС по Нижегородской области внесло в адрес главы города соответствующее представление, в течение 2018 года данный вопрос рассматривался в суде.
12 декабря 2018 года на заседании городской Думы Нижнего Новгорода решение, исключающе возможность установки рекламных конструкций на частных территориях, находящихся внутри «красных линий», было отменено.
Сергей Стешов также напомнил, что 11 декабря прошло специальное заседание Комитета по рекламе при Палате по вопросу планируемого увеличения размера арендной платы за размещение рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде.
Данный вопрос также обсуждался на встрече главы города Нижнего Новгорода Владимира Панова с предпринимателями. Принято решение продолжить работу по взимодействию с администрацией города касательно пересмотра данной инициативы.
Центральной темой заседания Комитета стал вопрос реализации концепции саморегулирования коммуникационной индустрии в ПФО.
В 2017 году в России началась работа по созданию органа саморегулирования в рекламе. Эта инициатива появилась благодаря взаимодействию Ассоциации коммуникационных агентств России и Торгово-промышленной палаты РФ в лице Комитета по предпринимательству в сфере рекламы. Свою заинтересованность высказала и Федеральная антимонопольная служба.
В результате, в сентябре 2017 года в Санкт-Петербурге был подписан меморандум о создании органа рекламного саморегулирования ФАС России, ТПП РФ и Администрацией Санкт-Петербурга.
К лету 2018 года Министерством юстиции Российской Федерации была зарегистрирована организация Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет». Руководителем организации стал Сергей Пилатов.
Одной из важнейших задач АМИ «Рекламный совет», залогом успешного развития саморегулирования является взаимодействие с региональными бизнес-структурами. Как правило, они являются членскими организациями Торгово-промышленных палат и иных бизнес-сообществ.
Техника работы с ТПП, и, в частности, по созданию комитетов по рекламе и саморегулированию, отрабатывается в пилотных регионах по развитию саморегулированию, которыми являются Санкт Петербург и Нижний Новгород. Появления нашего региона в числе двух пилотных подчеркивает авторитет, который завоевал Комитет по рекламе при ТПП НО в сфере маркетинговой индустрии в России. Подробную информацию о принципах работы органа саморегулирования можно найти в Стратегии межрегионального и федерального развития АМИ «Рекламный совет».
Напомним, что 21 сентября 2018 года в рамках Рекламного форума в Нижнем Новгороде состоялось подписание оглашения о сотрудничестве и взаимодействии в рамках реализации проекта по продвижению в России международных стандартов рекламного саморегулирования и развития первого органа саморегулирования маркетинговой индустрии России. Данное соглашение заключено между Ассоциацией маркетинговой индустрии «Рекламный Совет», Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, УФАС по Нижегородской области и Торгово-промышленной палатой региона.
Специальным гостем мероприятия стала представитель АО «Нижфарм» (группа компаний STADA) Анастасия Степанова, которая рассказала о проекте рекомендаций по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств.
«Компания АО «Нижфарм» в течение всего 2018 года находилась, можно сказать, в эпицентре событий. Вместе с другими активными представителями отрасли (компанией Bayer, Novartis, Angelini и др.) мы вынуждены были объединиться.
Мы встретились на площадке Ассоциации европейского бизнеса и приняли решение подключать крупные профессиональные объединения на фармацевтическом рынке с целью консолидировать свою позицию по вопросам рекламы лекарственных средств, прежде всего, с профильным регулятором в лице ФАС России и рекламной отраслью. Подчеркиваю, это случилось впервые в России», - отметила Анастасия Степанова.
По ее словам, это означает качественно новый характер профессионального взаимодействия представителей фармацевтической отрасли с регулятором на принципах саморегулирования. А также создает основу для распространения подобных подходов и на иные сферы правоотношений не только с ФАС, но и другими федеральными органами исполнительной власти. Не только фармацевтической, но и других отраслей.
«В течение 2018 года мы, активные представители заинтересованных фармкомпаний вместе с руководством ассоциаций подготовили Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств. Рекомендации распространяются на рекламу для потребителей и не распространяются на рекламу для медицинских и фармацевтических работников (реклама в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях).
Например, использование в рекламе слов «быстро», «долго» и аналогичных им не допустимо в отношении характеристик терапевтического действия рекламируемого препарата, его лечебного эффекта, лечебных свойств препарата. В отношении иных, потребительских, характеристик препарата слова «быстро», «долго», «медленно» и пр. допустимы (например, «таблетка быстро растворяется на языке», «препарат долго хранится» и пр.).
Для того, чтобы это Рекомендации были написаны, потребовались усилия двух десятков профессионалов и год работы. Мы встречались почти каждую неделю, бурно дискутировали, подключали к обсуждению юристов компаний. Вначале мы сделали обзор по вопросам развития правоприменительной практики в сфере рекламы на фармрынке. И только на его основе – проект рекомендаций», - продолжила она.
7 ноября 2018 года при участии ФАС России состоялось торжественное подписание Рекомендаций по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств. По словам участников отрасли, событие эпохальное, и не только для фармацевтической отрасли. Документ может стать базовым для тиражирования в других сферах деятельности, и тем ценнее он для всего рынка, что заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. Проект Рекомендаций – это отличный пример взаимодействия между бизнесом и государством. После того, как начались работа и диалог над проектом, компании-производители изменили свои подходы к рекламному креативу, и центральный аппарат ФАС России не зафиксировал ни одного нарушения в рекламе безрецептурных лекарственных препаратов.
В продолжение Анастасия Степанова отметила, что параллельно с созданием Рекомендаций начался процесс, инициированный ФАС России, по передаче на аутсорс процесса по саморегулированию всей рекламной отрасли и созданию СРО. Процесс синхронизации деятельности органа рекламного саморегулирования с федеральными индустриальными объединениями, ТПП РФ и ФАС России возглавил Сергей Пилатов, Председатель правления Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет». Таким образом, по словам экспертов, решится проблема объединения рекламодателей, рекламопроизводителей и распространителей рекламы для повышения доверия потребителя к рекламе и доверия власти к индустрии.
Основные задачи СРО: создание условий для добросовестной конкуренции на рынке и разрешение основных спорных вопросов, возникающих у субъектов рынка в области рекламы. Стратегическая цель – вступление в Европейский альянс по стандартам в рекламе. Процесс под руководством Сергея Пилатова запущен в Санкт-Петербурге и продолжит развитие в шести пилотных регионах, включая Нижегородскую область.
В заключение встречи члены Комитета рассмотрели заявление от ООО «РЕКНН» (генеральный директор Наталья Садырина) о включении в состав общественного формирования и единогласно проголосовали «за». Кроме того, за основу принят план работы Комитета на 2019 год.
Пресс-служба ТПП Нижегородской области