25 июня 2019 года в Пензенской торгово-промышленной палате состоялось первое заседание Комитета по транспорту. В мероприятии приняли участие представители Министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области, Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Комитета ТПП Саратовской области по транспорту, представители общественной организации «Объединение перевозчиков России» и других транспортных компаний. Председателем комитета по транспорту был избран Евгений Узун, индивидуальный предприниматель, член общероссийской общественной организации содействия развитию автомобильных перевозок «Объединение перевозчиков России».
Открыл заседание Председатель Пензенской ТПП Владимир Подобед. Тема заседания была актуальной и своевременной, обсуждался внесенный в феврале текущего года в Государственную Думу РФ законопроект «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», о котором подробно рассказала заместитель Председателя Пензенской ТПП Татьяна Глухова. Согласно указанному законопроекту планируется создание государственного реестра грузоперевозчиков, внесение в который будет осуществляется за плату. То есть, деятельность в области автомобильных грузоперевозок предприниматели смогут вести только при условии нахожденя в этом реестре. В противном случае нести административную ответственность будут как грузоперевозчики, так и грузоотправители. Для того, чтобы быть в Реестре, грузоперевозчики должны будут соответствовать определенным требованиям:
- не иметь непогашенной или не снятой судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности;
- располагать имуществом на сумму не менее 500 тыс. рублей за использование одного транспортного средства;
- а также иметь в штате «ответственного специалиста», который должен будет подтвердить свою компетенцию путем прохождения платного обучения и сдачей квалификационного экзамена. При этом, если указанным специалистом в течение одного года неоднократно будут совершаться административные правонарушения (к примеру, в сфере перевозки крупногабаритных и тяжеловесных, опасных грузов, нарушения оплаты Платона), то указанное свидетельство будет аннулировано. Кроме того, в течение полугода он будет не вправе повторно обращаться за получением свидетельства о своей профкомпетентности. То есть по сути, деятельность грузоперевозчика будет приостановлена на полгода.
Данный законопроект изначально был направлен на борьбу с теневыми грузоперевозчиками, не уплачивающими налоги в бюджет, ведущих деятельность без образования юридического лица и не являющихся индивидуальными предпринимателями. Однако, внесение организаций в Реестр грузоперевозчиков, ударит больше по добросовестным грузоперевозчикам и увеличит их затраты.
Активно обсуждались вопросы применения автоматического весогабаритного контроля на федеральных дорогах – почему на автоматических рамках весового контроля нет информационных табло и площадок для устранения выявленных нарушений, где перевозчику можно было бы выявить перевес и устранить его. Проблема эта очень серьезная, ведь грузоперевозчики сталкиваются с многочисленными штрафами за перевес на 100-200 кг. За незначительные нарушения взимаются непомерно высокие штрафы, хотя вина за перевес зачастую лежит на грузоотправителе, у перевозчика же отсутствует возможность предварительно проверить вес груза перед контрольными рамками.
Юрий Хилюк, председатель Комитета ТПП Саратовской области по транспорту, отметил, что данные автоматические комплексы являются преградой для грузоперевозчиков. Он привел пример, как в Свердловской области прокуратура проверила автоматические весовые комплексы и в итоге были отменены около 400 постановлений об административных правонарушениях. «Система работает неправильно, должна быть площадка для предварительного выявления нарушений весогабаритных требований и их устранения», - подчеркнул он.
На заседании также обсудили возможные последствия для российских грузоперевозчиков в связи с принятиям законопроекта «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках грузов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Автором законопроекта было предложено создание института прямых смешанных (комбинированных) перевозок, когда При использовании двух или более видов транспорта грузоотправитель заключает договор с перевозчиком, который должен будет осуществить перевозку «от двери до двери» и взять на себя решение всех вопросов, связанных с перевозкой груза, заключив соглашения с несколькими транспортными компаниями. При этом транспортные компании не вправе отказать перевозчику в заключении такого соглашения, в противном случае перевозчик будет вправе обратиться в суд и принудить транспортную компанию заключить такое соглашение. Таким образом, вся ответственность за нарушение сроков доставки и порчу груза перед грузоотправителем будет нести перевозчик, по сути посредник между грузоотправителем и транспортной компанией. Необходимо отметить, чтобы вести деятельность, связанную с прямыми смешанными перевозками, перевозчик должен будет уведомить уполномоченный орган исполнительной власти о начале такой деятельности. В противном случае к нему будут применены меры ответственности.
После бурного и продолжительного обсуждения законопроектов членами Комитета было принято решение о создании рабочей группы для внесения предложений в указанные законопроекты. Также было предложено объединить усилия комитетов по транспорту Пензенской и Саратовской ТПП для проработки данных вопросов.
Пензенская ТПП