16 июля 2019 год, на Совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае глава региона Максим Решетников поддержал идеи проектного офиса «Покупай пермское» по формированию новых бизнес-ниш для местных производителей. Свое развитие получат агрофраншизы, фермерские рынки и спортивный кластер.
Вице-президент Пермской ТПП, руководитель проекта «Покупай пермское» Елена Гилязова представила на Совете потенциальные рынки для роста региональных компаний. На сегодняшний день емкость рынка b2c составляет 655 400 млрд рублей, при этом удельный вес местного производителя - 47,3%.
В этом случае актуальной проблемой является изменение структуры ритейла. Доля пермских производителей в торговых сетях зависит от ее статуса. «В местных сетях доля местного всегда бывает выше, - отметила Елена Гилязова. - В «Береге» она составляет 33%, «Семье» – 30%, «Ленте» – 27%, «Пятерочке» – 23%, «Магните» – 15%. Нам надо увеличивать эти показатели. Но есть еще задача по поиску новых форм. Прежде всего это кооперация несетевого ритейла и «малых» товаропроизводителей, с целью «отстройки» ассортимента от торговых сетей. Административная поддержка такой кооперации может быть выходом для малого бизнеса. Мы получили сегодня первый пример – объединение семи маленьких производителей продуктов для здорового питания, которые открывают до конца месяца первую точку продаж в аэропорту».
Также руководитель проекта «Покупай пермское» отметила перспективную российскую практику создания фермерских рынков и напомнила о проекте «Агрофраншиза», который позволил пермским производителям перешагнуть за пределы региона. «До сих пор на всех форумах в России, которые посвящены франшизе, Пермский край рассматривается как автор или родина агрофраншизы. Специфика этой формы заключается в том, что «материнское» хозяйство поставляет, в том числе племенное и семенной материал для развития дочерних компаний и замыкает на себе сбыт», - объяснила Елена Гилязова.
К новым направлениям по продвижению местных производителей также относится привлечение местных производителей к разработке сувенирной продукции, что особенно актуально в преддверии 300-летия Перми. Перспективными является оказание образовательных услуг с инновационными методиками, а также объединение бизнеса в рамках спортивного кластера. «Мы посмотрели эту историю в Казани, где объединился бизнес, который занимается организацией спортивных мероприятий и производством товаров для спорта. Если нам удастся сделать эту историю вместе с профильными министерствами, то мы сможем добиться достаточно серьезных прорывов, особенно с учетом, что у нас есть как минимум два предприятия российского уровня», - отметила Елена Гилязова.
«Мы ищем те формы, которые бы стимулировали малый и средний бизнес думать сначала о маркетинге, то есть начинать с понимания, для кого они производят свой товар, - рассказала Елена Гилязова. - Вышли на сотрудничество с «Кванториумом» для «упаковки» маленького бизнеса и собрали на площадке Пермской ТПП «маркетинговую кухню» с сильными специалистами теории и практики маркетинга, которые ведут краш-тесты, выделяя отраслевую проблематику. Но одна из самых больших наших задач в рамках проекта – это сегментировать бизнес по отраслям и стимулировать их на самоорганизацию».
Губернатор поддержал предложения и отметил: «Я давно прошу организовать ярмарки и какой-то полноценный фермерский рынок. Проработайте концепцию на уровне ТПП, дайте предложения. У нас очень много хорошей региональной сельхозпродукции, и ее становится все больше и больше. Я езжу по территориям, посещаю предприятия и вижу, что люди делают действительно очень классные вещи».
Пермская ТПП