26 сентября в Перми открылся Межрегиональный экспортный форум (МЭФ-2019). В рамках программы состоялось расширенное совместное заседание Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности, и Комитета по международным и межрегиональным связям Пермской ТПП. Эксперты обсудили вопросы регионального экспорта, обозначив перспективные для страны рынки.
Председатель Комитета ТПП РФ Андрей Спартак предложил обратить внимание не только на Китай и страны СНГ, но и на Индию, Индонезию, Тайланд, Мьянму, Узбекистан, Африку и страны Ближнего Востока. В любом случае главные индикаторы – это изменение структуры потребления в обществе и рост среднего класса, которые дают спрос на новые категории товары потенциальных экспортеров. В качестве примера эксперт привел поставки шоколада в Саудовскую Аравию и искусственных камней в Индию.
Из последних решений, которые стимулируют развитие экспорта, Андрей Спартак назвал упрощение таможенных процедур в Индии, заключение соглашения о свободной торговле с Сингапуром, создание рабочих групп в Азербайджане и Узбекистане по борьбе с административными барьерами, заинтересованность Африки в системах автоматизации. Также были отмечены агрессивные способы продвижения экспорта в Азии. При этом Россия пока не может обеспечить достойное экспортное финансирование, плюс мы часто проигрываем по соотношению цена-качество, поэтому необходимо искать другие преимущества на рынке. Эксперт посоветовал обратить внимание на повышение спроса на высоко интеллектуальные услуги, объем которых вырос за последнее время почти до 30%. Решение о проведении регуляторной гильотины постепенно улучшает климат. Но деятельность по повышению конкурентоспособности компаний, к сожалению, пока несистемная, отметил Андрей Спартак.
Представитель ТПП РФ в Китае (Шанхай) Вячеслав Денискин в своем выступлении обратил внимание на то, что улучшение экспорта – это не только создание условий на государственном уровне, но и повышение ответственности бизнеса. К любым партнерским отношениям, будь то импорт или экспорт, необходимо качественно готовится. Прежде всего проводить исследования рынка. Это может быть сбор информации в интернете, заказ специального анализа или участие в бизнес-миссиях, выставках. Любому выходу на рынок должна предшествовать маркетинговая кампания по позиционированию нового производителя, чтобы к началу поставок товар или услуга были известны потенциальным потребителям. Эксперт обратил внимание на участившиеся случаи мошенничества Китае, когда российские компании, например, перечисляют деньги на подставные счета, считая, что производят оплату по действующему договору. Кстати, особенно Вячеслав Денискин обратил внимание экспортеров на качество подготовки внешнеэкономических контрактов. Защищать права бизнеса возможно только при наличии качественного документа. Это касается и защиты интеллектуальной собственности, в частности товарных знаков, права на которые должны распространяться и на страну, с которой планирует сотрудничать компания.
На заседании Комитета выступил руководитель Филиала по УрФО Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Салаутин. Он обратился к членам Комитета ТПП РФ с перечнем факторов, сдерживающих развитие сегмента перевозок как экспортной услуги. Среди них: затянутые сроки получения специальных разрешений на перевозку крупногабаритных грузов, весовые ограничения на их транспортировку на региональных трассах часто в важных транспортных узлах, разница в классах автотранспорта, действующих в России и Евросоюзе, что делает невозможным постановку на учет в нашей стране обязательных для работы в Европе машин Евро-6, высокие транспортные налоги.
В качестве информационных выступлений участники заседаний заслушали доклады о сертификации российской продукции на внешних рынках от руководителя территориального управления по ПФО АО «РЭЦ» Николая Ереева и планы ТПП РФ по проведению мероприятий в странах ШОС и БРИКС в 2020 году, которые представил директор департамента внешних связей и работы с деловыми советами ТПП РФ Александр Копков.
«Мы очень живо провели наше расширенное заседание, - отметил Александр Копков. - По ряду заданных тем были очень конкретные вопросы и поднимались актуальные проблемы. Это все подтверждает востребованность той повестки, которую в этом году предложили организаторы Форума. Все, что связанно с экспортом сейчас в фокусе внимания правительства и на федеральном уровне, и на региональном. Эти площадки дают экспертному сообществу и, самое главное, предпринимателям обменяться видением, как работают предложенные государством механизмы».
Для справки:
26-27 сентября в Перми на Заводе Шпагина проходит II Межрегиональный экспортный форум. Это открытая дискуссионная площадка, посвященная ключевым темам развития экспорта и экономического потенциала российских территорий. Форум проходит в формате сессий и дискуссий приглашенных экспертов, консультаций, образовательных лекций и деловых игр для предпринимателей, а также международной деловой биржи контактов. Сайт Форума: https://exportforum.org.
Отдел по связям с общественностью Пермской ТПП
(К.Н. Невоструева)