С 1 июня вступили в силу новые положения федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Что изменилось? Ответ на этот вопрос дали профессиональные юристы, выступившие в рамках круглого стола на площадке ТПП Ростовской области 7 июля.
Круглый стол «Правовое регулирование просветительской деятельности» прошел под патронажем Комитета ТПП Ростовской области по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры. Он был организован по просьбе предпринимателей, которые обратились в комитет, сообщила его председатель Оксана КОРОСТИЕВА. Она выступила в качестве модератора мероприятия.
Разъяснили нормы и требования новых изменений в законодательстве управляющий партнёр Юридической фирмы «Medko Group» Виталий МЕДКО и декан Юрфака ЮРИУ РАНХиГС Елена ПАЩЕНКО.
Первое, на чем сделали акцент юристы, это то, что никакого закона о просветительской деятельности принято не было. Это журналисткий штамп. На самом деле были приняты изменения в ФЗ «Об образовании», который дополнился рядом статей. Они и вступили в силу с 1 июня 2021 года. Но основания для беспокойства все-таки есть.
- Резонансность этим изменениям придает наличие размытых формулировок, которые порождают неопределенность. И это дает большое поле для предсказаний, доводов и догадок, - пояснил Виталий МЕДКО.
Две статьи федерального закона «Об образовании» дополняет постановление Правительства РФ об утверждении положений об образовательной и просветительской деятельности. Проект этого Постановления отправлен на доработку и пока не понятно, что конкретно в нем будет изменено. Пока же можно говорить о том, что список видов деятельности, попадающий под регулирование этого закона, существенно расширился, это: семинары, лекции, лектории, открытые образовательные интернет-ресурсы и многое другое. Перечень не закрыт. Понятие достаточно широкое и поэтому возникает недопонимание.
– В осуществлении просветительской деятельности много оценочных категорий, в чем заключается большая проблема. Они требуют четкого методического инструмента, отсутствие такового влечет за собой ряд злоупотреблений и ряд дополнительных нагрузок со стороны контролирующих инспектирующих органов. Эта проблема заложена в любом нормативном документе и имеет название – коррупциогеннный фактор, - поясняет Елена ПАЩЕНКО. Она понимает желание законодателя ввести некие ограничения для просветителей. Потому, как интернет сегодня изобилует совершенно разнообразным контентом, в том числе вредным и даже опасным для несовершеннолетних умов. Она привела в пример, серию подростковых самоубийств, которые были спровоцированы создателями и организаторами «Синего кита».
- С просветительской деятельностью нужно быть максимально осторожным и аккуратным, руководствуясь принципом «не навреди», - уверена Елена ПАЩЕНКО. Она подробно остановилась на том, что недопустимо. Просветительская деятельность не должна разжигать социальную, расовую, национальную, религиозную рознь или осуществлять агитацию, побуждающую к такой розни. Законодатель делает акцент на публичности таких высказываний. Такой подход вполне закономерен, ввиду уже действующего запрета на экстремистскую деятельность.
- С 2002 году мы получили законодательное регулирование о противодействии экстремистской деятельности, с 2006 террористической - поясняет эксперт. Унижение по любым признакам, физического, интеллектуального, социального или иного признака, является недопустимым. Сравнительный материал, где унижается одна социальная группа, и возвышается другая – будет подпадать под экстремистскую деятельность.
На вопрос предпринимателей, какие будут требования по этому закону к необразовательным организациям, есть несколько определенных требований, о которых рассказал Виталий МЕДКО.
Первое и основное: для того, чтобы заниматься просветительской деятельностью, нельзя быть «иностранным агентом». Второе, по мнению юриста, куда более спорное требование – не иметь налоговой задолженности. Третье требование – наличие сайта, на котором будет опубликована вся информация: общие данные, кто является учредителями и где зарегистрированы, контактные данные, электронный адрес и телефон.
Декан Юрфака ЮРИУ РАНХиГС Елена ПАЩЕНКО обратила внимание на то, что согласно закону, те лица, которые осуществляют просветительскую деятельность, имеют право не подчиняться требованиям 331 статьи ТК РФ, которая устанавливает для реализации педагогической деятельности обязательный образовательный ценз. Поэтому противоречивым видится запрет на наличие налоговой задолженности и неисполненных налоговых обязательств для лиц, которые занимаются только просветительской деятельностью и не участвуют в разработке образовательных программ.
Остаются открытыми вопросы, кто и в каком порядке будет контролировать просветительскую деятельность, если она осуществляется индивидуальным предпринимателем или физическим лицом.
После краткого обзора новелл законодательства предприниматели задали свои вопросы спикерам. Один из наиболее частных - когда начнутся проверки. Юристы единодушны в том, что пока не будет принято Постановление Правительства РФ, в котором и должны быть изложены все подробности, проверок не будет. По опыту своей деятельности Виталий МЕДКО знает, что пока нет изменений в административный кодекс о порядке штрафов за несоответствие требованиям законодательства, нет смысла и для проверок.
Еще один вопрос, который чаще всего задавали предприниматели в рамках круглого стола, касается того, как обезопасить онлайн площадку, на которой выступают разные лекторы. Виталий МЕДКО предлагает обезопасить себя, заключив договор, прописать конкретные условия взаимодействия с лектором, прописать тему, установить рамки. Прописать, что вы не несете ответственности за слова, сказанные лектором. Указать в договоре запрет тем, связанных с экстремизмом, как это прописано в ФЗ «Об образовании». При этом взять оттуда формулировку без изменений. Это защитит площадку и от контента, с которым придет спикер, от его личных суждений.
Еще один вопрос от бизнеса – нужно ли получать лицензию для работы онлайн школ и онлайн курсов, и не приведет ли наличие лицензии к дополнительным проверкам?
- В налоговом законодательстве у налогоплательщика всегда есть возможность направить запрос в налоговый орган и спросить, является ли та или иная операция полноценной, правомочной и юридически возможной. Здесь можно попробовать тоже самое – направлять запрос в Минобрнауки, - делится советом Виталий МЕДКО. С ним солидарна его коллега Елена ПАЩЕНКО. Она предлагает обязательно использовать запрос, в дальнейшем это покажет, что вы, как предприниматель, проявили добросовестность. Даже если не поступит четкий ответ на ваш вопрос, сам запрос поможет отстоять свои права.
В целом же подводя итог мероприятию, юристы призвали предпринимателей внимательно следить за тем, в каком виде все же будет принято Постановление Правительства РФ. Именно оно призвано пролить свет на многие вопросы и ответить на главный - кто и как будет следить за соблюдением законодательства.
Ирина Фомина
Пресс-служба
ТПП Ростовской области