4 июня в МТПП состоялся круглый стол «Тахографы - необходимость или обязанность владельцев транспортных средств?», организованный Гильдией логистических операторов МТПП в сотрудничестве в Межгосударственным исследовательским центром автомобильного транспорта, в рамках которого представители перевозчиков, ГИБДД, Министерства транспорта РФ, ФАС, Министерства труда и социальной защиты РФ, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Министерства транспорта Московской области, производители тахографов и других организаций обсудили актуальную практику применения тахографов.
Круглый стол проводился с целью обсуждения актуальных проблем, связанных с использованием тахографов на территории Российской Федерации, а также выработки рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Заседание открыл директор Департамента по работе с членами МТПП и поддержке предпринимательства Иван Киреев, который отметил важность площадки МТПП для развития контактов между представителями бизнеса и органов власти. Он еще раз напомнил о возможности представителей предпринимательского сообщества влиять на содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность в Москве, участвуя в мероприятиях МТПП и Мосгорудмы, выступая с инициативными предложениями.
Председатель Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина отметила, что гильдия работает уже 10 лет, представляя интересы всех игроков рынка логистических услуг и помогая членам гильдии в преодолении административных барьеров. Как сообщила Светлана Домнина, проблема применения тахографов не нова и беспокоит бизнес-сообщество уже несколько лет. По результатам обсуждения будет сформулирована резолюция и направлена во все органы власти, которые ответственны за регулирование этого вопроса.
Обсуждение проблемы тахографов организаторы разделили на три блока.
В рамках первого блока обсуждались требования к тахографам, сроки оснащения и проблемы внедрения. В частности, участники затронули вопросы технических барьеров, демонтажа (замены) тахографов, внесения изменений в конструкцию ТС, проблемы применения СКЗИ, аренды, продажи ТС, метрологии (отсутствия обязательных требований), условий для отдыха водителей - стоянки ТС, места отдыха; карточки.
Второй блок вопросов был связан с практикой контроля над режимами труда и отдыха водителей на дорогах, на предприятиях, проблемами нормативного обеспечения – отсутствия регламентов контроля, технического оснащения службы, отсутствия карточек и т.д.
Третий блок обсуждавшихся вопросов касался технической инфраструктуры внедрения и эксплуатации тахографов, а именно обеспеченности системы квалифицированными мастерскими.
Первый блок открыла генеральный директор ООО «Межгосударственный исследовательский центр автомобильного транспорта» Алла Петрова, которая представила обзор проблематики, связанной с применением тахографов. Она отметила, что на данном этапе нормативно-правовая база содержит ряд противоречивых требований, при этом декларируется стремление к гармонизации законодательства, однако, пока никаких шагов в этом направлении не предпринято.
Алла Петрова остановилась на хронологии внедрения тахографов в России. Применение тахографов в рамках ЕСТР (Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки) началось в 1992 году, когда в автомобилях начали устанавливаться аналоговые тахографы. В 2010 году в рамках ЕСТР вышло предписание заменить аналоговый тахограф на цифровой. В 2010-2011 годах началось массовое производство российских тахографов в рамках реализации требований постановления Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720. В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам, регламентируемые Приказом Минтранса России от 13.02.2013 №36 при соблюдении требований постановления Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720. В том же году была введена прямая ответственность за неприменение тахографов в пределах РФ. В настоящее время в правоприменительной практике остаются вопросы относительно возможности использования тахографов европейского производства на территории РФ, регламента контролирующих процедур, использования тахографов перевозчиками Беларуси, Казахстана и других стран-членов Таможенного Союза ЕАЭС.
Алла Петрова отметила, что до сих пор не решена проблема того, кто должен оснащать автотранспорт – производители или эксплуатирующие компании. При этом практика оснащения грузового автотранспорта тахографами уже широко распространена как в России, так и за рубежом. Как подчеркивали участники круглого стола, зачастую замена тахографа, установленного при сборке автомобиля, чревата прекращением работы всего транспортного средства (пример автомобилей MAN).
Минтранс выпустил приказ №36 от 13 февраля 2013 г. с требованиями к тахографам (включая блок СКЗИ) дополнительно к техническому регламенту, причем процедуры проверки соответствия иным нормативным актам не было, заметила Алла Петрова.
В том же 2013 году были приняты изменения в Административный кодекс (ст. 11.23) , которые устанавливают ответственность за неприменение тахографов в пределах РФ. Контроль выполнения этого предписания ложится на ГИБДД (установленный штраф от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц). Однако регламент осуществления процедуры контроля так и не был разработан, что вызывает вопросы к составляемым протоколам о правонарушениях.
Участники круглого стола отметили, что применение особых требований к тахографам на территории РФ фактически стало техническим барьером для стран Таможенного Союза, хотя представители руководства Минтранса продолжают заявлять, что Россия будет идти по пути гармонизации требований.
Алла Петрова обратила внимание на то, что не гармонизированы и нормы трудового права, так как период работы и отдыха для водителей, осуществляющих внутренние и международные перевозки различаются. Продолжает оставаться нерешенной проблема отсутствия мест для отдыха водителей и неразвитой инфраструктуры, в силу чего соблюдение правил работы и отдыха физически не может быть соблюдено.
Участники круглого стола затронули проблемы с регистрацией карточек - процесс получения карточки для тахографа занимает не менее 45 дней, если вообще карточки удастся зарегистрировать. Более того, если водитель увольняется, карточку нужно вернуть, так как для получения карточек необходима лицензия ФСБ на криптографию.
Участники отмечали, что при наличии сертификата соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств тахографы любого производителя (без блока СКЗИ) могут использоваться, что доказал пример производства 15 тысяч автомобилей «КАМАЗ» с установкой китайских тахографов.
Серьезная дискуссия развернулась вокруг темы производства тахографов. Заместитель генерального директора компании "Штрих-М" Валентина Усачева, подчеркнула, что использование тахографов российского производства имеет стратегическое значение, так как позволит избежать ситуации транспортного коллапса, если европейские тахографы вдруг будут заблокированы. Участники заседания, однако, жаловались на недостаточно высокое качество российских тахографов. Светлана Домнина в этой связи отметила, что в Москве имеется всего 29 мастерских, которые занимаются работой с тахографами, что для столицы очень мало.
Заместитель начальника Управления ГИБДД по г. Москве Юрий Дроганов отметил, что установление тахографов помогает повысить уровень безопасности на дорогах, так как крупнотоннажный транспорт нередко является причиной серьезных ДТП. В Москве в 2015 году имело место 8 происшествий с участием грузового автотранспорта, в которых пострадали 11 человек.
Юрий Драганов отметил, что основная работа по контролю применения тахографов начала проводиться ГИБДД в 2014 году. Более 1000 инспекторов прошли обучение по этой теме, в июне 2015 запланировано дополнительное обучение по вопросам режима труда и отдыха. В 2015 году было составлено 18106 протоколов о правонарушениях, на 37% больше, чем в 2014 году. 17600 протоколов касались движения с выключенным тахографом, нарушение режима труда и отдыха было отмечено в 406 административных материалах. С 27 февраля по 5 марта 2015 года ГИБДД проводился рейд по проверке 3000 транспортных средств, в результате чего было составлено 966 административных материалов по результатам нарушений.
Участие в дискуссии в рамках круглого стола приняли также представители ФАС, Министерства транспорта РФ и других ведомств, которые прокомментировали ситуацию. Многие эксперты сошлись во мнении, что необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и устранение явных противоречий.
Медиацентр Московской ТПП
Фотогалерея