ТПП РФ: компании ОПК должны занять свою нишу на российском рынке

Главная

ТПП РФ: компании ОПК должны занять свою нишу на российском рынке

В конгрессно-выставочном центре «Патриот» проходит VI Международный военно-технический форум «Армия-2020». Форум стал уникальной базовой платформой для демонстрации лучших достижений научно-технической мысли, современных и перспективных образцов оружия, военной техники и технологий,  проектов в области строительства и материально-технического обеспечения, а также для предприятий, готовых выступить в линейке кооперации различных уровней в интересах оборонно-промышленного комплекса.

Однако «Армия-2020» – это не просто большая военная выставка. Форум – представительная площадка обсуждения путей развития отечественного  ОПК. Не случайно большой интерес вызывает  именно деловая программа «Армии-2020». Одним из главных ее событий стало пленарное заседание «ОПК и нацпроекты. Стратегические приоритеты и главные задачи».

Заседание открыл вице-премьер Юрий Борисов, который курирует в правительстве вопросы оборонно-промышленного комплекса. Он отметил, что российская «оборонка» сейчас находится на достаточно сложном этапе реорганизации. Эти процессы обусловлены задачей, которую поставил ее предприятиям Президент России Владимир Путин. Идет переход от выпуска продукции военного назначения к производству товаров широкого потребления. Для того, чтобы он  прошел успешно, нужно два условия: средства, за счет которых предприятия ОПК смогут освоить рынок и помощь государства в продвижении на него товаров оборонных заводов. О том, как сделать это с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами и шла речь на пленарном заседании.

Перед его участниками выступили генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев, заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, председатель ПАО «Промсвязьбанк» Петр Фрадков и другие.

Позицию Торгово-промышленной палаты России  по обсуждаемым вопросам представила вице-президент Елена Дыбова. Основные тезисы ее выступления сводятся  к следующему. Сегодня компаниям ОПК надо не завоевывать, а отвоевывать рынок. Потому что он уже занят. На российском рынке сумели закрепиться серьезные международные корпорации с соответствующим уровнем технологий и качества продукции. Поэтому первая базовая проблема – понять какие рыночные ниши могут вписаться в логику развития  российского оборонно-промышленного комплекса и какие из них должны быть заняты. Этого можно добиться либо за счет низких цен, либо за счет очень высокого качества. Но низкие цены – это, скорее всего, не наш путь. Сама логика работы оборонных предприятий не настроена на серьезное сокращение издержек. Более того, для того, чтобы освоить новые технологии, новую продукцию потребуются дополнительные средства.

Для такой работы нужны и кадры другого уровня. Они должны знать и понимать рынок, уметь продвигать свою продукцию. И, разумеется, сама продукция должна отвечать рыночным стандартам. А все это затраты. Причем очень серьезные. 

Поэтому, если говорить о госполитике, то государство должно осознано формировать такие рыночные ниши, которые были бы комфортны для нашего ОПК. Потому что сама по себе «оборонка» создавалась и работает для решения совсем других задач. А насколько это трудно, можно показать на примере проекта «Второе дыхание вашего бизнеса», который сейчас реализуется в ТПП РФ.

Суть его заключается в том, чтобы помочь предпринимателям, которые вынужденно прекращают свою деятельность. Палата старается подыскать другие точки приложения их усилий. Новая отрасль, новая специализация и т.п. Так вот, даже имея дело с людьми с рыночным мышлением, успеха добиться удается далеко не всегда.

И еще одна важная деталь. Господдержка для эффективной диверсификации ОПК нужна. Но ее мало. Предприятия оборонно-промышленного комплекса нуждаются и в серьезной кооперации. Ее можно рассматривать на трех уровнях. Первый – это кооперация ОПК и науки. Второй – кооперация оборонной промышленности с крупным бизнесом. И третий – кооперация с малым и средним предпринимательством. Например, можно было бы в рамках нацпроекта по МСП создавать при оборонных предприятиях кластеры для малых инновационных компаний. Это важная задача хотя бы потому, что по данным опроса, проведенного в ТПП РФ, 78 процентов респондентов из числа руководителей таких компаний сообщили, что не могут предложить свои технологии из-за отсутствия правильно выстроенного механизма взаимодействия с оборонщиками.

Да, диверсификация ОПК идет непросто. Но в ТПП РФ считают, что это – хороший шанс на серьезное развитие науки, на перестройку системы подготовки кадров, на выпуск продукции, отвечающей лучшим стандартам.

Подводя итог обмену мнениями на пленарном заседании, вице-премьер Юрий Борисов подчеркнул, что необходимо детальнейшим образом посмотреть и выявить точки роста, механизмы, которые могли бы продвинуть вперед те или иные направления работы. Нам нужна обратная связь. Задача чиновников – создать условия. Задача реального сектора экономики – воспользоваться этими условиями для достижения своих целей.

В рамках форума «Армия-2020» 26 августа ТПП РФ проведет презентационную сессию «Диверсификация ОПК в интересах нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Пресс-служба ТПП РФ, С. Козак

Фотогалерея